В Самарской области прошел VII фестиваль премьерных спектаклей «ТеатроБум»

В этом году на фестивале показали 14 спектаклей. Участниками стали коллективы из Самары, Сызрани, Похвистнева, Кинель-Черкасс и Кинеля, выступили также самарский театр «Мастерская» и новокуйбышевский ТЮЗ «Время тайн»
В этом году на фестивале показали 14 спектаклей. Участниками стали коллективы из Самары, Сызрани, Похвистнева, Кинель-Черкасс и Кинеля, выступили также самарский театр «Мастерская» и новокуйбышевский ТЮЗ «Время тайн»

В последние годы количество театральных фестивалей множится, каждый по-своему интересен, но «ТеатроБум» все же особенный. Хотя бы потому, что проходит не в областном центре и не в «уездном» городе, а в селе. В Приволжье, на живописном берегу Волги. Здесь растут знаменитые на всю область яблоки, но уже который год в апреле село становится центром театральным.

В «Муравей-НИКе»

Фестиваль приглашает к участию любительские – взрослые и детские коллективы, учебные и профессиональные театры. И те с удовольствием откликаются на приглашение. За семь лет из крохотного, в несколько премьерных спектаклей, фестиваль «ТеатроБум» разросся до таких размеров, что уже не умещается в один день. В этом году показали 14 спектаклей, в числе гостей оказались коллективы из Самары, Сызрани, Похвистнева, Кинель-Черкасс и Кинеля, выступили также самарский театр «Мастерская» и новокуйбышевский ТЮЗ «Время тайн». Частью программы стали мастер-классы по сценической речи и актерскому мастерству. Тренинги с начинающими актерами и их руководителями провели преподаватели Самарского института культуры - актриса Елена Лазарева и режиссер Александр Мальцев. В связи с этим седьмой по счету фестиваль стал именоваться еще и лабораторией.

Идейным же вдохновителем «ТеатроБума» в Приволжье является Марина Адиякова – руководитель, режиссер театра «Муравей-НИК» и главный человек на фестивале, ответственный за все происходящее: за качество показанных спектаклей, организацию, питание, транспорт и даже за атмосферу.

В течение двух дней участники фестиваля проживали, кажется, во всех домах, квартирах и гостиницах Приволжья. Спектакли шли на нескольких площадках, например, на сцене молодежного пансионата для инвалидов, там были показаны спектакли инклюзивных студий и театров, это обязательная часть программы. Также на сцене недавно отремонтированного Дома культуры, где проживает старейший любительский театр Самарской области, разменявший уже девятый десяток, а именно театр имени А. Дьячкова. Ну, и третья площадка - Школа искусств, собственно, дом театра «Муравей-НИКа».

Театр для актера

Безусловно, у любительских и профессиональных театров совершенно разные цели и задачи. Самодеятельные театры, в отличие от профессиональных, существуют в первую очередь для самих актеров. Порой люди идут в театр, все равно что к психологу. Именно там можно избавиться от зажимов, а если речь идет о школьниках, то научиться без стеснения отвечать у доски, декламировать стихи. И, самое главное, для многих театральная студия -  это возможность реализовать свой творческий потенциал, дремлющий где-то в глубинах души. Таким образом, никто и не ждет от любителей театральных открытий. У самих руководителей и режиссеров задача скорее терапевтическая - не навреди.

Но самое интересное, что открытия и тут случаются. Лично для автора статьи открытием стал спектакль «Дядюшкин сон» по повести Достоевского в исполнении приволжского театра имени А. Дьячкова. Сколько раз приходилось в профессиональных театрах видеть «Гамлета» без Гамлета и «Ревизора» без Хлестакова. Здесь же режиссер Ольга Иванова взялась ставить Достоевского, ясно понимая, что у нее есть главное - это Князь, его исполнил Артур Игнатьев, есть Мозгляков - актер Михаил Шишов и просто шикарная Марья Александровна в исполнении Натальи Саксоновой. Дородная, с бешеной энергетикой, с бычьим темпераментом актриса в первые же секунды, что называется, «взяла» зал и не отпускала ни на секунду. Публика то взрывалась хохотом, то замирала, боясь пошевелиться. «Дядюшкин сон» не скатился ни в комедию, ни в водевиль, а предстал именно трагикомедией - интриги, хохот, попытки зрителей разгадать сущность каждого из героев, легкая грусть в финале. Почти до слез. Что и требовалось доказать.

Еще одно открытие - спектакли по Шукшину. И тут речь не об одном коллективе. Жюри фестиваля, не сговариваясь, после просмотра спектакля «Выбираю деревню на место жительство» Кинель-Черкасского народного театра им. Л.Д. Пузакова и спектакля «Праздник души» народного театра «Муравей-НИК» практически единодушно решило, что в юбилейный год Шукшина этим коллективам необходимо приехать в областную столицу с гастролями. Словно Шукшин и писал именно для этих театров. Да вот они, его герои - ходят по этим улицам, так же говорят, теми же мыслями заняты. Точное попадание в материал, природная естественность на сцене, и все это не может не вызвать настоящей зрительской радости. Хотя, надо признать, в театре играют люди совсем не от сохи. В основном это творческая интеллигенция – преподаватели, музыканты, в том числе из Школы искусств. А потому органично, и главное - профессионально - звучат в спектакле русские народные песни, протяжные, лирические и хулиганские. Вообще, все сделано здесь с чувством меры. Маленькое произведение искусства, словом, надо вести в Самару, надо, чтобы это видели и другие.

«Что за чудо - ваш Тараканчик!»

Программа фестиваля была построена очень плотно, и порой спектакли шли одновременно на нескольких площадках. Именно поэтому о «Тараканище» сызранского учебного театра «Маскарад» могу судить лишь по отзывам. Но и жюри, и зрители в течение двух дней только и повторяли с восторгом: «Что за чудо - ваш Тараканчик!», а об органичном существовании главного героя, о публичном его одиночестве Елена Лазарева не раз вспоминала на своем мастер-классе по сценической речи. Между тем исполнителю Егору Глушкову – всего семь лет. Он стал одним из лауреатов в номинации лучшая мужская роль.

Фестиваль завершился. Еще долго его участники будут повторять строчки из песни, что звучала в спектакле «Непридуманные истории» театра «Время тайн». Ее исполнителя, студийца Захара Брылева, даже на вручении диплома попросили исполнить «на бис» хоть несколько строк. Слегка стушевавшись, он все же запел: «Далеко, далеко журавли улетели…». Зрители, жюри и артисты дружно подхватили. Далеко, далеко до следующего театрального бума в Приволжье. Еще целый год, но все уже начинают ждать.

Приволжье - единственное село в области, где действует два любительских театра
Участниками фестиваля стали любительские, учебные и профессиональные театры  Самарской области
103

Последние статьи

16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа
07 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5