Личный взгляд

Как говорить с поколением Z

На «Золотой маске» уже несколько лет существует отдельная внеконкурсная программа - «Детский weekend». В разные годы в ее афише побывали и самарские театры - «СамАрт» и «Грань». Детская программа этого года показала, что никакие законодательные нормативы не мешают говорить со зрителями разных возрастов всерьез.

Ксения Аитова, театральный критик, спецкор «ВК»

Кураторы программы (театральные критики Алексей Гончаренко, Анна Казарина, Марина Шимадина) в анонсе подчеркивали, что искали постановки по новым текстам, которых все еще мало в детском театре. Начался «Детский weekend» 2019 года с лаборатории «Театр и современная драматургия для подростков», на которой молодые режиссеры показали эскизы по пьесам с совсем не детского конкурса «Любимовка».

Так, Полина Стружкова, известная самарцам в том числе работой в «СамАрте» и участием в «Золотой Репке», поставила пьесу Марии Огневой «За белым кроликом» - непростой, во многом даже страшный текст, у героини которого жутким образом гибнут подруги, и теперь, в 30, она пытается научиться с этим жить. Не представлять, что то же случится с еще не родившейся дочерью, не думать, что должна была ловить ту попутку вместе с Аленой и Катей. Для подростка это в чем-то текст «на вырост», писался он не для этого возраста, а то, что самая страшная часть в пьесе дана через историю Алисы, падающей в кроличью нору (и такой же осталась в эскизе), - вполне взрослая попытка защититься от невыносимого.

Но все обсуждения после спектаклей показывают, что именно такого прямого разговора без скидок и ждут тинейджеры. На обсуждении другого показа кто-то из целевой аудитории с удивлением заметил, что в первый раз видел спектакль «про себя». «Нет подросткового театра. Театр для всех», - написала 17-летняя Жанна Гульдина в своем тексте про  эскиз «За белым кроликом». Трудно не согласиться.
Подход «с детьми нужно говорить так же, как со взрослыми» пока легче встретить в европейской литературе, чем в нашей. Иногда она проникает и в театр. У нас только-только перестают быть табуированными темы школьной травли, неполных и неблагополучных семей, а вот шведская писательница Мони Нильсон-Брэнстрем написала об этом уже целую серию книг, и на родине их читают в школьной программе. А режиссер Юлия Каландаришвили поставила «Цацики идет в школу» сразу в двух театрах - в Хабаровском ТЮЗе и питерской «Субботе». Во втором варианте (он был в программе «Маска Плюс») все роли играют два актера, причем свободно меняются ими «в полете», так что дети после этого спектакля точно знают, что два человека и набор канцтоваров - это театр, который сыграет что угодно. И что со сцены можно не занудно говорить о старших, которые травят младших, о папе, который ловит каракатиц где-то в Греции, о том, что алкоголик с лавочки может оказаться отцом твоего знакомого, о сложностях любви в первом классе и многом другом. Особенно важно, что возрастное ограничение у этого спектакля 6+, а с качественным театром для этой категории «между 5 и 10» порой сложнее, чем с подростковым.
Не в одной переводной литературе театральное счастье - спектакль «Я не тормоз» новгородского театра «Малый» поставлен по одноименной книге Нины Дашевской. Ее герой Игнат живет в таком темпе, что никто не может за ним успеть. Он быстрее всех ест и убегает из школы, рассекает на самокате по московским набережным, не может ждать друзей, потому что те слишком медленно собираются, и злится на эскалатор в метро. При такой стремительной скорости процессов Игнат еще успевает писать стихи. В спектакле Надежды Алексеевой тоже нет закрепленных за актерами ролей, и движется он так же стремительно, как Игнат.
А в «Томми» Александринского театра герои пьесы Анастасии Букреевой вообще находятся за кадром. Перед зрителем только экран со скайп-трансляцией, в которой мальчик на инвалидной коляске разговаривает с камнем. Раз за разом воображаемый друг заставляет подростка не так мрачно смотреть на жизнь и начать хоть что-то делать для ее улучшения, например, добиться установки пандусов в школе. Правда, для этого придется забраться на третий этаж к директору, то есть попросить кого-то поднять тебя, а это целая история про преодоление. Зрители спектакля (12+) были так впечатлены темой и формой спектакля Антона Оконешникова, что обсуждение едва не продлилось дольше самого спектакля.
В программе «Детского weekend'а» были и авторские версии хрестоматийных сказок, например, хрупкий спектакль-шкатулка «Комната Герды» Яны Туминой - «Снежная королева» Андерсена в совсем не детской версии (12+), в которой одинокая старушка вспоминает бесконечные поиски Кая, похоже, так и не увенчавшиеся успехом.
По классике или по новой литературе, по пьесам и по прозе - все детские спектакли «Маски» объединяет честный разговор на проблемные темы. Только он, похоже, может привлечь к театру тех, кто родился в XXI веке и имеет как никогда много других возможностей провести свободное время.

114

Последние статьи

19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля
11 июля
10 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31