Система образования должна разогнаться до скорости обновления знаний

Повсеместное внедрение высоких технологий идет так быстро, что сейчас уже не кажутся фантастикой разговоры о том, что искусственный интеллект может скоро заменить человека. Так ли это на самом деле и как изменятся многие профессии с развитием IT-сферы, рассказывает директор института информатики, математики и электроники Самарского университета Владислав Сергеев.

Роботам - рутина, человеку - нестандартные задачи

Искусственный интеллект (ИИ), «большие данные» и тому подобное - все это уже часть нашей повседневной жизни. Технологии развиваются стремительно. Идеи, за которые ученым еще сравнительно недавно было страшно браться, уже воплощаются в жизнь. При этом мы столкнулись с ресурсным ограничением: данных настолько много, что нет ни времени, ни возможности их анализировать. Это порождает новые задачи и заставляет науку искать методы их решений. Как пример можно привести знакомые всем автоматические программы, такие как автопереводчики или разнообразные «анализы текстов» по заранее определенным параметрам. Автоматизация вторгается уже в такие отрасли, которые всегда считались прерогативой «живых людей». Например, в США система на основе суперкомпьютеров IBM Watson ставит диагнозы больным, опираясь исключительно на прецеденты. Естественно, в сложных случаях требуется мнение специалиста, но с массовой и рутинной работой автоматизированные системы прекрасно справляются.

А что же остается делать человеку? На его долю остается еще очень много важных дел. К примеру, формулировать и решать нестандартные задачи, все виды креативной деятельности. Все то, чего до сих пор не умеет и чему в обозримом будущем не научится компьютер. Конечно, саморазвивающиеся и самообучающиеся программы появились давно (практически любой компьютерный вирус - такая программа), но их совершенствование, доводка до ума, постепенное усложнение все равно выполняются в рамках алгоритмов, изначально придуманных человеком.

Изменятся, естественно, и многие популярные ныне профессии. Например, будут исчезать специальности бухгалтеров и «рутинных» программистов, их полностью заменит ИИ. Многие виды деятельности людей в IT-сфере резко сузятся, другие будут эволюционировать во что-то новое на стыке компьютерных систем и гуманитарных дисциплин, человеческой психологии.

Проблемы и парадоксы

Пришествие ИИ сталкивается сегодня в России (да и не только в ней) с большой проблемой, которая заключается в том, что система высшего образования выстроена инерционно, циклами по четыре-пять лет. Но за это время в науке и технике происходит столько изменений, что учиться приходится заново. К тому же само обучение идет механически, как усвоение некоего объема конкретных знаний и умений. И многое из «механического» сейчас будет просто «съедаться» ИИ. От человека требуются уже совсем иные компетенции.

Как решить эту проблему? Возможно, высшее образование надо разделить. Какие-то фундаментальные, «вечные» знания давать базовым курсом, а постоянно меняющиеся конкретные знания и технологии - отдельными дисциплинами на финише обучения. Тут надо уточнить, что речь идет вовсе не о двухуровневой системе «бакалавриат - магистратура», в ней пока слишком много негативных моментов, сводящих полезность практически на нет. Речи идет о том, что нужно давать отдельно фундаментальные знания и те, которых ждет от выпускника потребитель, то есть работодатель в реальном секторе экономики.

Правда, сразу возникает другой вопрос: а готов ли потребитель, что ему на самом деле нужно? Ситуация складывается парадоксальная: автоматизация, информатизация, электроника - российский рынок труда сейчас к этому, в общем-то, не готов. Существует внушительный разрыв между современными информационными технологиями и «современным» материальным производством. Производители не хотят вкладываться в проекты, которые не принесут прибыли «завтра», даже в самые краткосрочные. А высокие технологии требуют солидных инвестиций, развития инфраструктуры, новой кадровой политики.

Работать с информацией с детсада

Чему же надо учить сейчас студентов, чтобы они не боялись в будущем конкуренции со стороны ИИ? Творчеству! Кстати, современные студенты уже сильно отличаются от тех, кто учился 10, 20 и более лет назад. Они раскрепощеннее, инициативнее, креативнее. Многие сами ищут и находят новые знания. Есть, конечно, и минусы у «поколения ЕГЭ», но это другая история.

В целом объемы и скорость информации таковы, что учить детей работать с ней надо начинать, видимо, уже в детсадах. Прежде всего искать и развивать творческий потенциал, способность находить верное решение и делать правильный выбор в океане самой разной информации. Потому что, как бы ни развивался искусственный интеллект, он остается всего лишь инструментом в человеческих руках. Да, уникальным, способным многие вещи делать лучше и быстрее человека, но не способным принимать решения в нестандартных ситуациях. Это привилегия остается за человеком.

222

Последние статьи

18 сентября
17 сентября
15 сентября
14 сентября
13 сентября

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31