Фильм «ВМаяковский» вышел в российский прокат

С 14 марта в кинотеатрах идет проект Александра Шейна «ВМаяковский» (18+) с Юрием Колокольниковым, Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. Свое сочинение о Маяковском Шейн пишет на нескольких языках: на языке кино, театра, перформанса и танца.

Прежде чем говорить о «ВМаяковском» Александра Шейна, нужно определиться с терминологией. Его трудно назвать просто фильмом: он чуть больше, чем двухчасовой рассказ о жизни поэта в сложных декорациях. Это и не спектакль, и не просто читка сценария, где актеры пытаются найти образы своих персонажей. И перформансом это не представить, слишком сложная структура повествования. В то же время говорить, что «ВМаяковский» - это что-то совсем оригинальное, экспериментальное, передовое, не получается. Самое необычное в этом проекте то, что он идет в стране по киноплексам, и на него даже покупают билеты.

Интересно, как современные российские режиссеры берутся за какую-нибудь масштабную фигуру из советской эпохи 20-30-х годов для биографического фильма, потом начинают тонуть в этом, совершенно неподвластном логике и времени, и уходят в экспериментальную плоскость. Пример тому «Дау» Хржановского про Льва Ландау и вот - «ВМаяковский» Шейна про Владимира Маяковского. Общего, конечно, у этих двух проектов мало. Разве что тот факт, что оба режиссера лет десять готовили свои проекты, погрязли в них и в итоге, кажется, еще не совсем понимают, что получилось, и, главное, как это показывать зрителям.

Шейн пошел по простому пути. Год назад он представил междисциплинарный проект “Атлас ВМаяковский” в одном из малых музеев Третьяковской галереи. Здесь показывали фильм и водили по музею, демонстрируя предметы быта прошлого, тем самым погружая зрителей в эпоху. В прошлом году «ВМаяковский» попал в шорт-лист премии «Инновация» в номинации «Проект года».

Сейчас по многим городам России разлетелся от всего проекта только фильм. Зрители охотно покупают билеты на байопик про Маяковского с любимыми актерами Юрием Колокольниковым, Чулпан Хаматовой, Людмилой Максаковой, Евгением Мироновым и Михаилом Ефремовым. Приходят в зал и… Фильм начинается с того, что актеры садятся за круглый стол, берут в руки сценарий и начинают шутить, что надо бы побыстрее освободиться. Все это в формате полиэкрана. Затем идут врезки сцен художественного фильма, потом моменты из спектакля, туда резко вклиниваются образы из уличных перформансов. Внезапно зрители видят растерянного Маяковского перед статуями Ким Чем Ина и Ким Чен Ира в Северной Корее. В эпизоде, где Антон Адасинский ставит с молодыми актерами танец, некоторые зрители вышли из зала. Да, так было в самарском «Киномосте» в «МегаСити». Хотя кажется, что это большая наивность со стороны зрителя идти на фильм, не прочитав аннотации.

«ВМаяковский» - это калейдоскоп, благодаря грамотной режиссуре и монтажу складывающийся в четкий рисунок. В фильме есть развитие и погружение. Очень сложно Шейну было выстроить из всех этих кусочков перформансов и сцен четкий ритм повествования, но у него получилось. Определенно, у фильма есть свое настроение. К концу ленты и молодой парень, читающий свои стихи под памятником Маяковскому, и Чулпан Хаматова в слезах, играющая Лилю Брик, и Михаил Ефремов со сценарием за круглым столом на театральной сцене - связаны какой-то невидимой нитью искусства, что несомненно является режиссерским успехом Шейна. Конечно, стоит сказать, что если кто-то ищет откровений про личность Маяковского или каких-то иных прочтений его образа, те не найдут в фильме ничего нового. Но он интересен именно благодаря своему языку, использующему как художественные, так и визуальные образы.

51

Последние статьи

19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля
11 июля
10 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31