Фильм «ВМаяковский» вышел в российский прокат

С 14 марта в кинотеатрах идет проект Александра Шейна «ВМаяковский» (18+) с Юрием Колокольниковым, Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. Свое сочинение о Маяковском Шейн пишет на нескольких языках: на языке кино, театра, перформанса и танца.

Прежде чем говорить о «ВМаяковском» Александра Шейна, нужно определиться с терминологией. Его трудно назвать просто фильмом: он чуть больше, чем двухчасовой рассказ о жизни поэта в сложных декорациях. Это и не спектакль, и не просто читка сценария, где актеры пытаются найти образы своих персонажей. И перформансом это не представить, слишком сложная структура повествования. В то же время говорить, что «ВМаяковский» - это что-то совсем оригинальное, экспериментальное, передовое, не получается. Самое необычное в этом проекте то, что он идет в стране по киноплексам, и на него даже покупают билеты.

Интересно, как современные российские режиссеры берутся за какую-нибудь масштабную фигуру из советской эпохи 20-30-х годов для биографического фильма, потом начинают тонуть в этом, совершенно неподвластном логике и времени, и уходят в экспериментальную плоскость. Пример тому «Дау» Хржановского про Льва Ландау и вот - «ВМаяковский» Шейна про Владимира Маяковского. Общего, конечно, у этих двух проектов мало. Разве что тот факт, что оба режиссера лет десять готовили свои проекты, погрязли в них и в итоге, кажется, еще не совсем понимают, что получилось, и, главное, как это показывать зрителям.

Шейн пошел по простому пути. Год назад он представил междисциплинарный проект “Атлас ВМаяковский” в одном из малых музеев Третьяковской галереи. Здесь показывали фильм и водили по музею, демонстрируя предметы быта прошлого, тем самым погружая зрителей в эпоху. В прошлом году «ВМаяковский» попал в шорт-лист премии «Инновация» в номинации «Проект года».

Сейчас по многим городам России разлетелся от всего проекта только фильм. Зрители охотно покупают билеты на байопик про Маяковского с любимыми актерами Юрием Колокольниковым, Чулпан Хаматовой, Людмилой Максаковой, Евгением Мироновым и Михаилом Ефремовым. Приходят в зал и… Фильм начинается с того, что актеры садятся за круглый стол, берут в руки сценарий и начинают шутить, что надо бы побыстрее освободиться. Все это в формате полиэкрана. Затем идут врезки сцен художественного фильма, потом моменты из спектакля, туда резко вклиниваются образы из уличных перформансов. Внезапно зрители видят растерянного Маяковского перед статуями Ким Чем Ина и Ким Чен Ира в Северной Корее. В эпизоде, где Антон Адасинский ставит с молодыми актерами танец, некоторые зрители вышли из зала. Да, так было в самарском «Киномосте» в «МегаСити». Хотя кажется, что это большая наивность со стороны зрителя идти на фильм, не прочитав аннотации.

«ВМаяковский» - это калейдоскоп, благодаря грамотной режиссуре и монтажу складывающийся в четкий рисунок. В фильме есть развитие и погружение. Очень сложно Шейну было выстроить из всех этих кусочков перформансов и сцен четкий ритм повествования, но у него получилось. Определенно, у фильма есть свое настроение. К концу ленты и молодой парень, читающий свои стихи под памятником Маяковскому, и Чулпан Хаматова в слезах, играющая Лилю Брик, и Михаил Ефремов со сценарием за круглым столом на театральной сцене - связаны какой-то невидимой нитью искусства, что несомненно является режиссерским успехом Шейна. Конечно, стоит сказать, что если кто-то ищет откровений про личность Маяковского или каких-то иных прочтений его образа, те не найдут в фильме ничего нового. Но он интересен именно благодаря своему языку, использующему как художественные, так и визуальные образы.

50

Последние статьи

23 апреля
22 апреля
21 апреля
20 апреля
18 апреля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31