Владимир Воейков: «Технологичные банки помогают клиентам сократить расходы»

Расширение внешнеэкономической деятельности обязывает финансовые институты развивать сервисы и выводить на рынок банковских услуг новые продукты. О том, какие задачи стоят перед бизнесом и как банки помогают их решить, рассказал член правления Альфа-Банка Владимир Воейков.

- Насколько для банков важен средний бизнес?
- Средний бизнес - это довольно крупные компании, составляющие основу экономики страны. Это бизнес с выручкой 350 млн - 10 млрд рублей в год. Для банков это важное направление, в сегменте среднего бизнеса наша задача - расти быстрее рынка. Один из фокусов в этом сегменте - продукты для ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД): конверсионные операции, международные расчеты, комфортный валютный контроль, нефинансовые сервисы. Обслуживание компаний, работающих в сфере ВЭД, - это маржинальный бизнес, который формирует существенную часть операционного дохода. С каждым годом конкуренция на этом рынке растет, поэтому банки прикладывают немало усилий, чтобы предоставить клиентам лучшие продукты и сервис. Если говорить о нашем банке, то за прошлый год число клиентов с ВЭД увеличилось почти вдвое. Доход от их обслуживания за год вырос более чем на 60% благодаря тому, что объем операций клиентов ВЭД увеличился в несколько раз. Клиент ценит скорость и сервис.
- Получается, борьба за клиента - это не только оптимальные банковские продукты?
- Разумеется. Стандартными банковскими продуктами сейчас никого не удивишь. Клиент заинтересован в комплексном обслуживании, которое помогает решать все его проблемы в сфере ВЭД. Продвинутые банки помогают клиентам соблюдать требования законодательства, минимизировать их расходы благодаря сервисам высокого уровня.
После введения санкций банковскому рынку пришлось адаптироваться к новым условиям. Основные запросы у клиентов сегодня - поиск новых зарубежных партнеров, выстраивание маршрутов логистики, сроки и дисциплина контрагентов. Мы уделяем внимание всем аспектам деятельности клиентов, поэтому последние несколько лет у нас наблюдается значительный приток клиентов по направлению ВЭД. Конечно, важны и репутация банка, его надежность, опыт международных операций, технологичность.
- Какие проблемы помогает решать участникам ВЭД надежный банк?
- Клиенты, ведущие ВЭД, сталкиваются с целым рядом проблем. Первое - прозрачность и скорость расчетов с внешними контрагентами, прохождение платежей по межбанковской системе. Второе - усиление таможенного администрирования, которое вызвано борьбой с теневой экономикой и отмыванием незаконных доходов, а также выводом капитала. Третья проблема - штрафы. Валютное законодательство и регулирование ВЭД меняется. В 2016 году Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба получили статус органов валютного контроля (раньше они были агентами валютного контроля) и теперь имеют право применять санкции за нарушения норм валютного законодательства. Размер штрафов доходит до 100% от суммы операции. Внешнеторговые операции регулируются более жестко, поскольку это область валютного контроля. У участников ВЭД более сложный документооборот и двойной контроль - ФНС и ФТС. Компания-участник ВЭД сейчас должна четко следить, чтобы товар был правильно учтен, все подтверждающие документы по сделкам предоставлены вовремя, график уплаты налогов соблюден, корректно вести учет валютных операций. Именно поэтому сейчас острее встал запрос клиентов на консалтинг по валютному законодательству, который предоставляют преуспевающие в обслуживании ВЭД банки.
Мы, например, ввели «Умный документооборот». Это система предупреждения нарушений по валютному контролю, которая реализована в интернет-банке. Клиент получает девять видов различных рассылок-предупреждений: об изменении статуса документа, о наступлении срока предоставления документов, об истечении срока действия договоров, о поступлении новых деклараций и прочее. Это очень востребованный сервис, потому что помогает клиентам не допускать нарушений и минимизировать риски возникновения штрафов. Если вопрос клиента выходит за пределы банковского обслуживания, то мы подключаем наших партнеров, имеющих соответствующую компетенцию.  По более сложным и нетиповым ситуациям клиенты обращаются в наш консалтинговый центр по ВЭД.
- Многие российские компании жалуются на замедление прохождения международных расчетов. Есть ли выход из ситуации?
- Все клиенты ВЭД хотят иметь возможность проверить статус платежа и ускорить прохождение расчетов, в том числе международных. Решить проблему помогает подключение банка к системе отслеживания межбанковских платежей SWIFT GPI. Что это дает банку и клиентам? Мы в онлайне видим трекинг платежа - как через межбанковскую систему идет платеж от клиента к его контрагенту, в каком банке находится сейчас платеж. Это прозрачность и скорость. Благодаря этому можно выстраивать оптимальные маршруты расчетов - мы видим, какие банки быстрее обрабатывают платежи. Для клиентов это важно.
- Как борьба с отмыванием денег влияет на работу банков, которые, по сути, контролируют исполнение законодательства, чистоту операций, являются проводниками воли регулятора?
- Тема комплаенс - сложная для банков и некомфортная для клиентов, и комплаенс-процедуры меняются вместе с требованиями регулятора. Однако банки не только следят, как клиенты выполняют требования законодательства, но и объясняют им новые правила. Прежде чем применять комплаенс-меры к конкретному клиенту, внимательно изучается его бизнес, специфика работы различных профилей и отраслей. Наш новый онлайн-сервис - калькулятор, который позволяет оценить риск нарушения клиентами требований законодательства по 115-ФЗ.
- Внешняя экономическая деятельность сопряжена с определенными рисками. Может ли банк помочь избежать недобросовестных контрагентов?
- Действительно, бывали случаи, когда недобросовестные контрагенты, вводя в заблуждение представителей российской компании, заинтересовавшихся продукцией на выставке, привозили их вообще на чужое производство, устраивая целый спектакль. Чтобы не допускать таких ситуаций, следует выбирать безопасные способы расчетов с партнерами. Это аккредитивы для импортеров, банковские гарантии - для экспортеров. Найти надежных контрагентов на глобальном рынке помогает партнерский сервис. Это международная закрытая B2B-площадка Opportunity Network, которая объединяет несколько десятков тысяч владельцев и топ-менеджеров компаний со всего мира и позволяет находить проверенных партнеров для торговли, привлечения инвесторов, операций с недвижимостью и прочее. Наш банк является ее эксклюзивным партнером в России.

ИсточникКоммерсантъ

77

Последние статьи

19 июня
18 июня
17 июня
14 июня

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31