Самарские ракеты переводят на нафтил

«Кузнецов» отправил в РКЦ «Прогресс» первый комплект двигателей на экологически чистом горючем

Успешно завершились приемо-сдаточные испытания первого серийного комплекта ракетных двигателей РД-107А/РД-108А на нафтиле. Новое горючее позволит повысить летные характеристики ракет-носителей семейства «Союз-2».

Завершение программы стендовых испытаний первого серийного комплекта двигателей РД-107А/РД-108А на нафтиле дает возможность использовать это перспективное горючее в 1-й и 2-й ступенях ракет-носителей семейства «Союз-2». Впервые этот экологически чистый компонент ракетного топлива использовали в ноябре 2017 года при старте «Союза-2.1б» с космодрома Восточный, но тогда им заправили только третью ступень ракеты. Пусковых миссий с использованием нафтила на первой и второй ступенях «Союзов» пока не было.

Двигатели РД-107А/РД-108А изначально разрабатывались для работы на двухкомпонентном топливе, где в качестве окислителя выступает жидкий кислород, а в качестве горючего - керосин Т-1. Сейчас госкорпорация «Роскосмос» осуществляет переход с керосина на нафтил, который является унифицированным горючим для различных видов ракет-носителей. Этот переход - часть государственной стратегии России в сфере освоения космоса.

Что касается ракет-носителей семейства «Союз-2», то их перевод на нафтил - часть программы модернизации для запусков с космодрома Восточный. Использование нафтила вместо керосина позволит повысить энергетические характеристики проверенных временем и надежных двигателей без серьезных конструктивных изменений. После того как разработчик двигателей НПО «Энергомаш им. В.П. Глушко» и их изготовитель ПАО «Кузнецов» выполнили комплекс опытно-конструкторских работ, 12 февраля на стенде №1 испытательного комплекса в обособленном подразделении «Винтай» «Кузнецова» на нафтиле был испытан первый РД-108А. Испытания полного комплекта РД-107А/РД-108А на новом углеводородном горючем завершились в марте. В итоге двигатели подтвердили работоспособность и основные характеристики.

В 2018 году РД-107А/РД-108А обеспечили 14 успешных запусков ракет-носителей семейства «Союз» с космодромов Байконур, Восточный, Плесецк и Куру (Гвианский космический центр). Эти ракеты вывели на орбиту космические аппараты «Роскосмоса», Минобороны РФ, спутники коммерческого назначения по контрактам АО «Главкосмос» и АО «Главкосмос пусковые услуги». Они доставили на Международную космическую станцию три экипажа длительных экспедиций и три корабля с грузами.

Напомним, базовый вариант двигателей РД-107/РД-108, разработанный в ОКБ-456 (сейчас НПО «Энергомаш»), был запущен в серийное производство на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе (сейчас ПАО «Кузнецов») в 1958 году и устанавливался на 1-е и 2-е ступени ракет-носителей семейства Р-7 - «Восток» - «Союз».

Двигатели РД-107А/РД-108А 

Жидкостные ракетные двигатели разрабатывались НПО «Энергомаш» в 1993-2001 годах в порядке модернизации двигателей РД-107/РД-108. Выпускаются ПАО «Кузнецов». Устанавливаются на ракету-носитель «Союз-ФГ» и ракеты-носители семейства «Союз-2» (разработчик и производитель - АО «РКЦ «Прогресс»). В сравнении с базовым вариантом они за счет повышенного давления в камере сгорания обладают повышенной тягой (85,6 тс у земли, 104 тс в вакууме) и удельным импульсом.
394

Последние статьи

все новости

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31