С чего начинается «Лада»

За четыре десятка лет в музее АВТОВАЗа побывало более 1,1 млн посетителей
На хранении в музее находится 18941 экспонат - автомобили и макеты, двигатели, награды, различные исторические артефакты. Фонд музея насчитывает 70 машин, из которых 60 выставлены на обозрение
На хранении в музее находится 18941 экспонат - автомобили и макеты, двигатели, награды, различные исторические артефакты. Фонд музея насчитывает 70 машин, из которых 60 выставлены на обозрение

Накануне своего дня рождения музей АВТОВАЗа познакомил журналистов с обновленной экспозицией, а также впервые открыл доступ к своим хранилищам. История становления и развития отечественного автомобилестроения здесь тесно переплетена с историей нашей страны.

Поколения машин

Первый автомобиль с конвейера Волжского автозавода сошел в апреле 1970 года. А заводской музей впервые открыл свои двери для посетителей 24 февраля 1976 года. За прошедшие сорок лет он стал одним из самых популярных туристических и экскурсионных мест Тольятти. Здесь бережно сохраняется вся полувековая история предприятия - от фанерной модели заводской территории с корпусами и заводоуправлением, которую для наглядности привезли из Италии перед началом строительства, до уникальных концепт-каров и образцов новейших машин, выпускаемых сейчас на конвейере. Автомобили и их макеты, двигатели и инструменты, награды и подарки, фотографии и артефакты - содержание экспозиции представляет огромную техническую и историческую ценность.

Почему нужно посетить музей АВТОВАЗа? Любители отечественного автопрома тут смогут узнать, с чего начинались «Жигули» и «Лада». Первой моделью Волжского автомобильного завода была легендарная «копейка». Ее прототипом стал Fiat-124. Этот уникальный экспонат из частной коллекции сегодня можно увидеть в музее предприятия. Перед запуском производства в СССР привезли несколько таких машин для тестов и оценки пригодности конструкции для наших дорожных условий. В итоге в конструкцию внесли более 800 изменений, благодаря чему ВАЗ-2101 получил реноме «неубиваемого» автомобиля.

В экспозиции представлены и потомки «копейки», которые нынче называют вазовской классикой. Вот, к примеру, «семерка». В свое время она была очень престижным автомобилем, а позже переместилась в «народный» сегмент. Есть здесь и «восьмерка» первого поколения. С выпуском этой модели завод освоил производство переднеприводных автомобилей, что стало технической революцией для всего отечественного автопрома. А вот ВАЗ-21099. Если подойти поближе к машине, то станет видно, что ее кузов покрыт мелкими буквами. Это фамилии заводчан, которые работали в Тольятти в 1991 году - более 100 тыс. человек. Рядом стоит прототип «десятки». Ее представили первому президенту РФ Борису Ельцину, который прокатился на автомобиле по территории московского Кремля. Есть и другая несерийная «десятка» - с удлиненным кузовом и увеличенным пространством заднего сиденья для пассажиров. Машина была подарена первому директору завода Виктору Полякову, а тот передал ее в музей. В музее еще представлена серия юбилейных машин-миллионников. Например, 27-миллионной была «Приора» в кузове седан. 28-миллионным автомобилем стал универсал «Калина».

Особое внимание посетителей приковывает ярко-желтая «Калина» с автографом Владимира Путина. «Выглядит как цыпленок, летает как ласточка», - сказал он после вождения этой машины по дорогам Хабаровского края.

Жемчужины коллекции

Специальный раздел экспозиции посвящен еще одной легенде АВТОВАЗа - внедорожнику «Нива», который в наши дни имеет название Lada 4х4. Есть экземпляр, который в составе российской экспедиции работал в Антарктиде. А там передвигаться может далеко не всякий колесный транспорт. Вазовский «вездеход» достойно справлялся с бездорожьем. Более того, он выполнял роль «бурлака» - тянул вдоль берега небольшие исследовательские суда. Еще одна «Нива» успешно штурмовала Гималаи.

А вот «копейка», на которой два отважных жителя Чехии в прошлом году совершили кругосветное путешествие с финишем в Тольятти. Они передали машину в дар музею. Ответным жестом АВТОВАЗа стала новенькая «Веста» от чешского дилера бренда. В музее представлены линейка экспериментальных электромобилей, показавших хорошие результаты в специальных экологических ралли, и «Эллада», которая выпускалась ограниченной серией. На стендах можно увидеть и всем известные «Гранту» и «Ларгус». Ценность этих экспонатов - в их серийном номере. Он говорит о том, что перед нами первые экземпляры моделей. Дальше - коллекция вазовских трансмиссий и двигателей: от обычного 8-клапанного до дизельного, а также роторно-поршневого. Такими силовыми агрегатами оснащались спецавтомобили «Лада» для милиции и КГБ.

Недавно площади музея были значительно расширены. В первом зале преобладает в основном серийная продукция. Второй вместил прототипы и концепты, сделанные в единственном экземпляре. Тут можно ознакомиться с техническими и дизайнерскими наработками, которые не получили серийного воплощения, а также машинами, которые легли в основу создания вазовских бестселлеров.

Еще одна особенность музея АВТОВАЗа - многие из экспонатов можно трогать руками, а при желании - открыть двери автомобилей и заглянуть внутрь. Кроме того, для посетителей здесь проводят квесты, в ходе которых участникам даются задания, а подсказки могут находиться внутри той или иной машины.

Как подчеркивает директор учреждения Татьяна Ралка, музей - это айсберг, верхушка которого представлена в основной экспозиции. Немало любопытных предметов, скрытых от глаз посетителей, находится в хранилищах. Сейчас в запасниках на реставрации еще один ценнейший экспонат - белоснежная «копейка», которая была первым товарным автомобилем, отправленным с предприятия в торговую сеть. Вскоре машину подготовят к экспозиции, и она вновь станет жемчужиной коллекции музея.

Татьяна Ралка,

Татьяна Ралка,

директор музея ПАО «АВТОВАЗ»:

- С каждым годом интерес к музею возрастает и, соответственно, растет число посетителей. У нас уже побывало свыше миллиона посетителей. В прошлом году мы приняли более 22,5 тысячи гостей. География наших иностранных экскурсантов охватывает все континенты мира.

27

Последние статьи

27 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3