С чего начинается «Лада»

За четыре десятка лет в музее АВТОВАЗа побывало более 1,1 млн посетителей
На хранении в музее находится 18941 экспонат - автомобили и макеты, двигатели, награды, различные исторические артефакты. Фонд музея насчитывает 70 машин, из которых 60 выставлены на обозрение
На хранении в музее находится 18941 экспонат - автомобили и макеты, двигатели, награды, различные исторические артефакты. Фонд музея насчитывает 70 машин, из которых 60 выставлены на обозрение

Накануне своего дня рождения музей АВТОВАЗа познакомил журналистов с обновленной экспозицией, а также впервые открыл доступ к своим хранилищам. История становления и развития отечественного автомобилестроения здесь тесно переплетена с историей нашей страны.

Поколения машин

Первый автомобиль с конвейера Волжского автозавода сошел в апреле 1970 года. А заводской музей впервые открыл свои двери для посетителей 24 февраля 1976 года. За прошедшие сорок лет он стал одним из самых популярных туристических и экскурсионных мест Тольятти. Здесь бережно сохраняется вся полувековая история предприятия - от фанерной модели заводской территории с корпусами и заводоуправлением, которую для наглядности привезли из Италии перед началом строительства, до уникальных концепт-каров и образцов новейших машин, выпускаемых сейчас на конвейере. Автомобили и их макеты, двигатели и инструменты, награды и подарки, фотографии и артефакты - содержание экспозиции представляет огромную техническую и историческую ценность.

Почему нужно посетить музей АВТОВАЗа? Любители отечественного автопрома тут смогут узнать, с чего начинались «Жигули» и «Лада». Первой моделью Волжского автомобильного завода была легендарная «копейка». Ее прототипом стал Fiat-124. Этот уникальный экспонат из частной коллекции сегодня можно увидеть в музее предприятия. Перед запуском производства в СССР привезли несколько таких машин для тестов и оценки пригодности конструкции для наших дорожных условий. В итоге в конструкцию внесли более 800 изменений, благодаря чему ВАЗ-2101 получил реноме «неубиваемого» автомобиля.

В экспозиции представлены и потомки «копейки», которые нынче называют вазовской классикой. Вот, к примеру, «семерка». В свое время она была очень престижным автомобилем, а позже переместилась в «народный» сегмент. Есть здесь и «восьмерка» первого поколения. С выпуском этой модели завод освоил производство переднеприводных автомобилей, что стало технической революцией для всего отечественного автопрома. А вот ВАЗ-21099. Если подойти поближе к машине, то станет видно, что ее кузов покрыт мелкими буквами. Это фамилии заводчан, которые работали в Тольятти в 1991 году - более 100 тыс. человек. Рядом стоит прототип «десятки». Ее представили первому президенту РФ Борису Ельцину, который прокатился на автомобиле по территории московского Кремля. Есть и другая несерийная «десятка» - с удлиненным кузовом и увеличенным пространством заднего сиденья для пассажиров. Машина была подарена первому директору завода Виктору Полякову, а тот передал ее в музей. В музее еще представлена серия юбилейных машин-миллионников. Например, 27-миллионной была «Приора» в кузове седан. 28-миллионным автомобилем стал универсал «Калина».

Особое внимание посетителей приковывает ярко-желтая «Калина» с автографом Владимира Путина. «Выглядит как цыпленок, летает как ласточка», - сказал он после вождения этой машины по дорогам Хабаровского края.

Жемчужины коллекции

Специальный раздел экспозиции посвящен еще одной легенде АВТОВАЗа - внедорожнику «Нива», который в наши дни имеет название Lada 4х4. Есть экземпляр, который в составе российской экспедиции работал в Антарктиде. А там передвигаться может далеко не всякий колесный транспорт. Вазовский «вездеход» достойно справлялся с бездорожьем. Более того, он выполнял роль «бурлака» - тянул вдоль берега небольшие исследовательские суда. Еще одна «Нива» успешно штурмовала Гималаи.

А вот «копейка», на которой два отважных жителя Чехии в прошлом году совершили кругосветное путешествие с финишем в Тольятти. Они передали машину в дар музею. Ответным жестом АВТОВАЗа стала новенькая «Веста» от чешского дилера бренда. В музее представлены линейка экспериментальных электромобилей, показавших хорошие результаты в специальных экологических ралли, и «Эллада», которая выпускалась ограниченной серией. На стендах можно увидеть и всем известные «Гранту» и «Ларгус». Ценность этих экспонатов - в их серийном номере. Он говорит о том, что перед нами первые экземпляры моделей. Дальше - коллекция вазовских трансмиссий и двигателей: от обычного 8-клапанного до дизельного, а также роторно-поршневого. Такими силовыми агрегатами оснащались спецавтомобили «Лада» для милиции и КГБ.

Недавно площади музея были значительно расширены. В первом зале преобладает в основном серийная продукция. Второй вместил прототипы и концепты, сделанные в единственном экземпляре. Тут можно ознакомиться с техническими и дизайнерскими наработками, которые не получили серийного воплощения, а также машинами, которые легли в основу создания вазовских бестселлеров.

Еще одна особенность музея АВТОВАЗа - многие из экспонатов можно трогать руками, а при желании - открыть двери автомобилей и заглянуть внутрь. Кроме того, для посетителей здесь проводят квесты, в ходе которых участникам даются задания, а подсказки могут находиться внутри той или иной машины.

Как подчеркивает директор учреждения Татьяна Ралка, музей - это айсберг, верхушка которого представлена в основной экспозиции. Немало любопытных предметов, скрытых от глаз посетителей, находится в хранилищах. Сейчас в запасниках на реставрации еще один ценнейший экспонат - белоснежная «копейка», которая была первым товарным автомобилем, отправленным с предприятия в торговую сеть. Вскоре машину подготовят к экспозиции, и она вновь станет жемчужиной коллекции музея.

Татьяна Ралка,

Татьяна Ралка,

директор музея ПАО «АВТОВАЗ»:

- С каждым годом интерес к музею возрастает и, соответственно, растет число посетителей. У нас уже побывало свыше миллиона посетителей. В прошлом году мы приняли более 22,5 тысячи гостей. География наших иностранных экскурсантов охватывает все континенты мира.

20

Последние статьи

15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3