«Эсмеральду» сыграли на «Маске»

Самарский балет впервые участвовал в конкурсе национальной театральной премии

В среду, 20 февраля, самарский балет показал «Эсмеральду» на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Спецкор «ВК» смотрел спектакль вместе с московской публикой.

«Конкурс — не самоцель»

«Эсмеральда» Цезаря Пуни - балет красочный и праздничный, даже заканчивается, в отличие от романа Гюго «Собор Парижской богоматери», хеппи-эндом — Феб живой, Эсмеральда спасена, Клод Фролло убит, все счастливы. В Москве спектакль собрал полный зал очень благожелательной публики. Артистов тепло встречали и поддерживали, в том числе в непростые моменты (без них не обошлось — видимо, сказалось волнение). Партию Эсмеральды танцевала Ксения Овчинникова, Пьера Гренгуара - Сергей Гаген, Феба - Дмитрий Пономарев.

Напомним, у «Эсмеральды» две номинации на «Золотую Маску»: «балет/спектакль» и «лучшая работа балетмейстера-хореографа» (Юрий Бурлака). Главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета, известный реставратор старинных балетов, участвует в конкурсе дважды: номинирован также его воронежский «Корсар», его покажут в Москве 11 марта.

«Ощущения спокойные и ожиданий, в общем-то, никаких, потому что это не главное, - рассказал «ВК» Юрий Бурлака. - Главное, что спектакли идут, пользуются успехом и, надеюсь, не только в тех городах, где они поставлены, но и московской публике будут интересны. Конкурс - не самоцель».

Показ «Эсмеральды» на «Маске» был обрамлен спектаклями конкурентов. Так, накануне в том же Музыкальном театре Пермский театр оперы и балета показал «Щелкунчика» в обновленной версии Алексея Мирошниченко, а в Большом театре шел спектакль Алексея Ратманского «Ромео и Джульетта». На следующий день после самарского пермский балет танцевал «Asunder/ На части» Гойо Монтеро на музыку Оуэна Белтона, Рихарда Вагнера и Фредерика Шопена.

Среди девяти спектаклей, с которыми будет соревноваться «Эсмеральда», также «Нуреев» Большого театра, «Одинокий Джордж» и «Тюль» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Дон-Кихот» Театра балета им. Л. Якобсона (Санкт-Петербург), «Пахита» "Урал Опера Балета" (Екатеринбург).

Трудновыполнимая миссия

«Я всегда работаю по одной схеме: когда ставлю балет в первый раз, стараюсь сделать это максимально полно, со всеми возможными находками эскизов костюмов и декораций и оригинальной партитурой, - рассказывает Юрий Бурлака. - Этот спектакль сначала сделан на сцене Большого театра, там огромная труппа - 250 человек, и это был несколько другой балет. Когда он переносился на самарскую сцену, естественно, поменялся. Потому что труппа в Самаре 70 человек, и я с течением времени пересмотрел некоторые моменты, благо балет шел на протяжении XIX века и в первой половине XX и было много разных подходов разных художников, есть возможность обратиться в ту или иную сторону.

Но в Самаре это тоже масштабный трехактный балет в пяти картинах. Помимо 70 человек труппы, в нем заняты ученики Самарской хореографической школы, а на «Маске» нам помогает моя родная Московская академия хореографии. То есть в спектакле задействованы около 80 человек, для них сшито почти 200 костюмов».

Для Большого театра была восстановлена самая масштабная версия — 1899 года, последняя редакция Петипа. Основой для самарского стала она же, но с некоторыми изменениями.

«Никогда еще за четвертьвековую историю «Золотой Маски» в фестивальной афише не было самарской балетной труппы. Здесь замахнулись на одну из самых трудновыполнимых и в то же время очень соблазнительных миссий, - пишет театральный критик, эксперт «Золотой Маски» Наталия Звенигородская. - Опыт реставрации балетов наследия, жемчужин старинного репертуара привлекает публику и увлекает постановщиков ведущих театров мира. За дело взялся лидер отечественного балетного аутентизма Юрий Бурлака (с августа 2017 года - главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета), и вот - труппа в числе номинантов. (...) Восстановлена оригинальная партитура Цезаря Пуни. Фантазируя над костюмами, художник Наталья Земалиндинова использовала эскизы директора императорских театров Ивана Всеволожского. Но главное - необыкновенной красоты и заразительности танцы, реконструированные Юрием Бурлакой вместе с молодым историком и текстологом балета Андреем Галкиным».

Настроение старого Парижа

Самарский театр оперы и балета впервые попал в конкурс «Золотой маски» в 2016-м - тогда номинировали спектакль Михаила Панджавидзе «Пиковая дама». В 2017 году в шорт-листе была опера «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Георгия Исаакяна. Балетный спектакль из Самары впервые в списке номинантов.

«Это первое мое участие в «Золотой Маске» в качестве дирижера, хотя я несколько раз ездил ассистентом, - говорит главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов. - «Эсмеральда» - большая и трудная работа, и мне кажется, очень успешная. Спектакль, вы знаете, уже полюбился в Самаре, на него ходят. Он красочный, необычный, создает такое настроение старого Парижа, есть в нем какая-то изюминка. Думаю, будет справедливо сказать, что номинация на «Золотую Маску» - это признание нашей тяжелой работы, всех и каждого. Потому что здорово, когда ты стараешься что-то сделать профессионально, качественно, интересно, и тебя замечают».

Конкурсная программа «Золотой Маски» продлится до середины весны. 16 апреля на Исторической сцене Большого театра объявят имена лауреатов.

«Для нашего театра оперы и балета входит в привычку быть номинированным на «Золотую Маску», что приятно, - поделился эмоциями врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов. - Безусловно, наш балет в шорт-листе - шаг вперед, которого мы давно ждали. Уверен, что это связано с приходом в театр нового главного балетмейстера Юрия Петровича Бурлаки и с новым качеством нашей балетной труппы. Очень надеюсь, что работу нашего театра заметят и оценят. Но говорить, что мы ждем победы, наверное, было бы неправильно. Не будем искушать судьбу, у нас очень серьезные соперники».

148

Последние статьи

22 марта
21 марта
20 марта
19 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3