Юрий Смекалов выпустил премьеру в Самарском театре оперы и балета

В Театре оперы и балета прошла премьера балета-притчи Юрия Смекалова на музыку Михаила Крылова «Три маски короля».

Как уже писала «ВК», «Три маски короля» - мировая премьера балета, автором идеи, соавтором либретто и спонсором которого стал петербургский бизнесмен и меценат Вячеслав Заренков - основатель социально-культурного проекта «Созидающий мир» и театра «Килизэ». Благодаря подготовке к этой премьере у самарского театра появился фонд «ТЕ-АРТ», призванный облегчить работу со спонсорами.

Мировая премьера оказалась современным шоу с масштабной сценографией (художник-постановщик - именитый Вячеслав Окунев) и качественным светом (неоднократный номинант «Золотой маски» Ирина Вторникова), саунд-эффектами (Влад Жуков, известный в том числе саундтреком к фильму «Салют-7») и видеомэппингом (Виктория Злотникова, автор видеоконтента для многих спектаклей в России). Визуальные эффекты, правда, видны далеко не из каждой точки зала - зрители ложи бенуара, среди которых оказался и автор этого текста, могут только догадываться по кусочку декорации, что выглядит она как огромная маска, и уж тем более не понимают, что выезжающие время от времени две каменные лестницы - половины той самой маски.

Сюжет балета абстрактный. Действие происходит в неопределенном месте и времени, хотя в некоторых костюмах есть намеки на римские доспехи. Перед нами некий правитель и некий советник, интрига условно балетная - он, она и их противник, но с перевертышами, за которыми скрывается намек на то, что все мы носим маски и сами не знаем, какая из них настоящая. В буклет даже включен небольшой ликбез клинического психолога Оксаны Дударевой, объясняющий театралам, что каждая личность - совокупность нескольких субличностей, и нет никакого единства человеческой психики.

При этом в смысле музыкальном и пластическом «Три маски короля» устроены очень просто, можно даже сказать, литературно в каждой фразе и движении (в некоторые моменты внятность достигает уровня пантомимы). Музыка прямо иллюстрирует действие, и какой отрезок ни возьми — понятно, что за настроение в ней заложено: когда тревожное, когда воинственное, а когда романтическое (дирижер-постановщик Евгений Хохлов, оркестровка Даниила Пильчена). Точно также не вызывает сомнений, какое действие изображает движение: вот народ-кордебалет механически дергается в танце – это коварный советник превратил его «в безликое стадо» (см. либретто), вот ушедший то ли в пещеру, то ли в себя свергнутый король Юлий пытается расшевелить их, а для тех, кто не понял хореографии, есть маски: кордебалет пришел в них, а перед уходом радостно сорвал. Или, например, министры бьют себя по голове стопками бумаги, а Юлий вдруг начинает их вырывать и разбрасывать — бунтует то есть против бюрократии.

Музыку и хореографию (балетмейстер-постановщик - солист Мариинского театра Юрий Смекалов, ставший лауреатом «Золотой маски» за партию в балете Эйфмана) можно условно считать неоклассическими, так что премьера должна прийтись по душе тем, для кого современная хореография - это слишком радикально и непонятно, а также поклонникам музыкальных шоу.

Пока спектакль танцевали два состава (а в программке одних Юлиев записано семь человек). В первый вечер маски короля надевал премьер Мариинского театра Владимир Шкляров, чья техника и энергия не нуждаются в дополнительных комплиментах (в хореографии Смекалова ему особенно удаются соло). Образ манящей восточной красавицы с двойным дном создавала Ксения Овчинникова. И, пожалуй, одну из лучших своих партий танцует в этом спектакле Анастасия Тетченко. Ее Советник Конор — фигура мощная, бесполая и жесткая.

Правда, финал, который завязан в том числе на Коноре, выходит драматургически смазанным, и общая мысль спектакля читается не до конца. То ли носить маски плохо, то ли просто никуда от этого не деться, потому что маской оказывается любое лицо. Но публика, как и предупреждали постановщики, выносит из балета что-то свое и устраивает овации. А перед этим, как известно, бессильны и мысли, и маски.

219

Последние статьи

17 сентября
16 сентября
15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3