В театре драмы прошла премьера спектакля «Мой бедный Марат»

Самарский театр драмы выпустил спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Для московского режиссера Теймураза Эсадзе, у которого за плечами работа в кино и на телевидении, спектакль в самарской Драме стал первой театральной работой.

У пьесы Арбузова есть и другое название - «Не бойся быть счастливым», это и финальная фраза Лики, обращенная к Марату. Действительно, прошли страшные военные годы, послевоенные, а главные герои продолжают жертвовать собой, стесняясь, стыдясь быть счастливыми.
Пьеса написана в середине шестидесятых, события охватывают больше десятилетия – несколько дней 1942-го в квартире блокадного Ленинграда, где оказываются вместе 16-летняя Лика, 17-летний Марат и Леонидик. Затем - 1946-й в той же квартире и, наконец, 59-й, где герои уже повзрослевшие, поумневшие. Лика стала врачом, как и планировала, Леонидик – поэт, правда, его книги, кажется, никто не покупает. Марат, как и мечтал, строит мосты. Мосты, соединяющие разные берега. Вот и в сценографии (автор - питерский художник Артем Агапов) - глубокий питерский «колодец», уходящий ввысь/в глубь сцены. В какой-то момент он кажется мостом, но куда? В небо, в другую жизнь, в несбыточное счастье? А ведь и каждый из этой троицы тоже друг для друга – мостик, соединяющий довоенную счастливую жизнь и нынешнюю. И одновременно каждый из них друг для друга - далекий, но манящий берег. И нет возможности соединиться. Если будут счастливы двое, третьему надо уйти.
Сначала остается Леонидик. В исполнении Петра Жуйкова это рефлексирующий, трогательный, остроумный, порой открытый, словно ребенок, хотя и прошедший войну мужчина. В какой-то момент возникает сомнение - а может, Лика любит на самом деле его? И вот этот очкарик, однорукий недотепа, не задумываясь, наносит крепкий удар другу юности и в конце концов отстаивает любимую женщину. Как настоящий мужчина. Правда, потом сам же и уходит. Уступает. Тоже как настоящий мужчина.
Марат в исполнении Дениса Евневича - образец мужественности. Но и суровые мужчины, что уезжают на Север, тоже иногда плачут. А между ними - Лика (Наталья Прокопенко), всегда выбирающая того, кто в ней больше нуждается, кому она сегодня жизненно необходима.
Пьеса написана в середине 60-х и, в принципе, именно в такой постановке могла появиться на сцене и двадцать, и тридцать, и даже сорок лет назад. Кажется, время остановилось, по спектаклю 2019 года никак не понять, какому времени, какому столетию он принадлежит.
Талантливая пьеса, вечная история, которую в очередной раз достали из сундука, стряхнули пыль и представили на обозрение. Забыв расставить сегодняшние акценты. С другой стороны, возможно, режиссер именно этого и хотел. Накануне премьеры он признался, что сегодня на экранах телевизоров, в кинокартинах ему так не хватает людей, простого человеческого слова. И он осторожно следует от ремарки к ремарке, от буквы к букве авторского текста.
Хотя, справедливости ради, нечто новое было привнесено - выход монтировщиков. Каждая сцена отбивалась затемнением, в полной темноте появлялись люди с фонариками на головах - шахтеры? Вражеские лазутчики? Мародеры? Или ангелы блокадного Ленинграда? На самом деле все проще и прозаичнее. Они проникали через питерский «колодец», выходили из-за кулис, в полной темноте уносили-заносили столы, стулья, кровати, вызывая сначала недоумение, затем даже смех, и, по большому счету, эти выходы каждый раз ломали только-только созданную атмосферу.

143

Последние статьи

22 марта
21 марта
20 марта
19 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3