На заседании президиума Госсовета определили шаги по реализации национального проекта «Жилье и городская среда»

Более 1 трлн рублей составляет бюджет нацпроекта «Жилье и городская среда»
Более 1 трлн рублей составляет бюджет нацпроекта «Жилье и городская среда»

На этой неделе в Иннополисе (Татарстан) Президент РФ Владимир Путин провел расширенное заседание президиума Госсовета по теме, которая волнует миллионы россиян, - улучшение жилищных условий и формирование благоприятной городской среды. Одну из подгрупп, которая готовила предложения по реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», возглавлял губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Эффективный формат

Заседание, в котором приняли участие федеральные министры, главы регионов и эксперты, прошло в формате круглых столов, который впервые был опробован в Крыму в ноябре прошлого года и доказал свою эффективность. Всего Президентом России было создано 16 рабочих групп при Госсовете, руководителями которых назначены главы субъектов РФ. Возглавить работу по направлению «Культура» Владимир Путин доверил губернатору Самарской области Дмитрию Азарову. Кроме того, глава региона принимает активное участие в рабочих группах по ряду других направлений, в том числе по направлению
«Жилье».
Во время подготовки очередного заседания президиума Госсовета по теме жилищного строительства Дмитрий Азаров возглавил подгруппу по комплексному развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также эффективному использованию земель в целях массового жилищного строительства. При подготовке Госсовета это направление стало одним из ключевых.
Глава региона отметил, что подготовительная работа по сбору предложений от руководителей регионов, сотрудников профильных ведомств и экспертов строительной отрасли со всей территории страны велась несколько месяцев. В течение трех дней перед итоговой встречей с Президентом шли активные дискуссии и обсуждения. В результате командной работы губернаторов и членов Правительства РФ были отобраны лучшие предложения и конкретные решения. Дмитрий Азаров представил их главе государства во время заседания.

Механизмы решения

В своем докладе губернатор Самарской области, проанализировав данные статистики, отметил, что износ коммунальных сетей, в первую очередь водоснабжения и водоотведения, очень высок. «Нынешнее состояние инженерной коммунальной инфраструктуры является достаточно серьезным сдерживающим фактором жилищного строительства», - подчеркнул Дмитрий Азаров.
И здесь необходимы существенные вложения в модернизацию и развитие соответствующей инфраструктуры. Губернатор предложил обеспечить увеличение мер государственной поддержки на развитие и модернизацию сетей - через механизм субсидирования строительства пропорционально возведенным квадратным метрам. Такой подход уже отработан на конкретных проектах комплексной жилой застройки, в том числе и в Самарской области. Строительным компаниям частично компенсировали расходы на строительство дорог, социальных учреждений - детских садов, школ и больниц. Именно такой подход, уверен Дмитрий Азаров, необходим и при компенсировании расходов на инженерную коммунальную инфраструктуру. «Мы понимаем, что без этих мер поддержки невозможно говорить о доступности жилья - расходы на строительство будут возрастать. А это отразится на стоимости квадратного метра», - отметил глава региона. Кроме того, невозможно решить вопрос и путем повышения тарифов. Поэтому здесь без мер поддержки не обойтись, обратил внимание руководитель области.
«За счет реализации нацпроектов «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», за счет синхронизации решений мы понимаем, как создавать социальную и транспортную инфраструктуру. Что касается инженерной и коммунальной, здесь нам нужно увеличивать возможности участия средств бюджетов всех уровней», - подчеркнул Дмитрий Азаров.

Поручения даны

Губернатор Самарской области как руководитель подгруппы также предложил создать комплексную программу модернизации и развития инженерной и коммунальной инфраструктуры страны. При этом важно изучить и обобщить инвестиционные программы монополистов, частных компаний, чтобы понимать, какие проекты могут быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства, а какие - за счет федеральных или региональных мер поддержки. Такой подход поможет создать так называемые инженерные коридоры, в которых будут сосредоточены сразу все коммунальные сети. Это, по мнению Дмитрия Азарова, существенно сократит расходы на обслуживание.
Кроме того, было предложено стимулировать организации, обладающие крупными резервами энергоресурсов, высвобождать неиспользуемые мощности. «Мы должны подталкивать эти организации экономическими рычагами, чтобы было невыгодно долгое время держать большой запас мощностей, потому что это увеличивает расходы на строительство новой инфраструктуры», - отметил Дмитрий Азаров. Такой подход был поддержан абсолютным большинством участников Госсовета.
Глава Самарской области также предложил активнее вовлекать федеральные земли под жилищное строительство. Зачастую землепользователи десятилетиями не используют свои участки. Хотя потенциал, по мнению Дмитрия Азарова, очень высок и особенно важен для крупных густонаселенных городов России. Президент согласился с актуальностью этого вопроса и дал соответствующие поручения по его решению.

Единая команда

Отдельно Владимир Путин отметил предложения по определению источников дополнительного финансирования для застройщиков по всем мероприятиям предпроектной подготовки к застройке земельных участков. Изменения в системе привлечения средств в долевое строительство, которые вступают в силу с середины этого года, создают большую нагрузку на строительные компании. По оценке Владимира Путина, уже на уровне подготовки документации необходимо потратить до 30% стоимости всего проекта. В связи с этим глава государства дал поручение продумать и предложить механизмы поддержки строительных компаний на начальном этапе.
Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что в ближайшие годы необходимо решить несколько сложных задач - стимулировать темпы жилищного строительства и при этом вводить новые, более строгие подходы и меры регулирования в отношениях между застройщиками и гражданами, чтобы не допускать возможности появления новых обманутых дольщиков. Нужно «и темпы нарастить, и порядок навести, и людей защитить. Это усложняет задачу по опережающему темпу строительства жилья, но это не значит, что с ней не надо справляться», - подчеркнул Президент.
Кроме того, главы субъектов РФ предложили внести ряд изменений в законодательство. В первую очередь это связано с делегированием регионам полномочий по уточнению отдельных обязательных требований к обеспечению территорий объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Сейчас эти нормативы установлены на федеральном уровне. «У нас огромная страна. В регионах все условия разные, и устанавливать такие нормативы на уровне федерального центра не всегда эффективно, - отметил Дмитрий Азаров. - Мы предложили передать эти полномочия субъектам. Президент сказал, что это давно пора сделать».
В ходе заседания Владимир Путин поддержал предложение губернатора Самарской области о синхронизации мероприятий по всем национальным проектам как на федеральном уровне, так и региональном. «Мы очень рассчитываем, что наша совместная работа с правительством в дальнейшем (еще раз подчеркну, что она сегодня строится абсолютно как работа единой команды - региональной и федеральной) принесет свои плоды», - подчеркнул Дмитрий Азаров.

В 2018 году в Самарской области введено в эксплуатацию 1782,3 тыс. кв. м общей площади жилых домов. Это третий показатель в ПФО

 
Олег Никитенко,

Олег Никитенко,

председатель Общественного совета при министерстве строительства Самарской области:

- Поставленные губернатором Дмитрием Азаровым на Госсовете вопросы обеспечения социальной и инженерной инфраструктурой для комплексного развития территорий очень актуальны. В Самарской области есть успешный опыт в отношении новых микрорайонов, построенных «в чистом поле», что, безусловно, стимулирует их развитие. Однако сосредотачивать все усилия только на оснащении новых, но уже застроенных микрорайонов некорректно. Перед Самарой стоят не менее важные задачи по реконструкции и реновации застроенных территорий. Они нуждаются в обновлении, однако строительство здесь нового жилья сопряжено с проблемами нехватки социальной и коммунальной инфраструктуры. При ее создании появится мощный стимул для обновления этих районов. Кроме того, в городе много территорий бывших промышленных зон и воинских частей. Фактически при их освоении застройщик сталкивается с теми же рисками отсутствия школ, поликлиник и дорог, как и при возведении жилья «в чистом поле», и ему нужна господдержка.
При планировании комплексного освоения застроенных территорий важно синхронизировать усилия застройщика и государства как по времени, так и по объему задач.

 

Юлия Хаджиева,

Юлия Хаджиева,

президент ГК «Амонд»:

- Мы благодарны Президенту России за обращение к правительству РФ и ЦБ с поручением обеспечить максимально гладкий переход на проектное финансирование. Сама по себе идея проектного финансирования - абсолютно благая и успешно работает во множестве стран. Но есть несколько моментов, которые стоит отрегулировать. Например, ЦБ стоит пересмотреть методику оценки собственных активов застройщика, и надеемся, что регулятор выполнит задание главы государства. Дело в том, что банки выдают кредиты застройщикам только при наличии некоторого запаса собственных активов: это могут быть деньги, техника и, конечно, главный и самый дорогой актив - земля. Согласно текущей методологии, оценка земельного участка, на котором ведется строительство, в разы ниже его кадастровой стоимости. Получается, что из блока собственных средств застройщика обесценивается основной актив - земля. Мы уверены, что пересмотр методологии в сторону увеличения ценности активов, особенно земли, находящейся в собственности, приведет к увеличению доли застройщиков, способных получить проектное кредитование. Отметим, что банки идут навстречу застройщикам и действительно заинтересованы в работе с ними.

29

Последние статьи

21 марта
20 марта
19 марта
18 марта
15 марта
14 марта

Архив Власть и политика

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3