У вузов один путь - цифровая трансформация

Новые технологии помогают студентам ТГУ заниматься практической деятельностью

Находящаяся в последнее время на слуху у академической общественности инициатива Высшей школы экономики о замене в вузах лекций онлайн-курсами стала поводом поговорить с ректором Тольяттинского государственного университета Михаилом Кришталом о нынешнем состоянии высшего образования в Самарской области и России в целом.

- На ваш взгляд, насколько оправданы замена публичных лекций онлайн-курсами и разделение вузов по этому принципу? И как ТГУ готов к этому?

- Мы уже работаем в этом направлении. Преподаватели университета разработали более двух тысяч электронных учебников, которые используются в заочной форме обучения с применением системы дистанционного онлайн-обучения под зарегистрированным на ТГУ товарным знаком «Росдистант». Около двухсот из этих учебников мы внедрили и в очную форму по следующей схеме: 36 лекционных часов заменяются самостоятельным изучением электронных лекций с прохождением автоматизированных тестовых заданий для самоконтроля и поточными консультациями - обзорными установочными лекциями в большой аудитории для всего потока студентов. Причем в случае полного соответствия электронного контента курсу лекций на поточные консультации отводится четыре часа, а в случае неполного соответствия вводятся дополнительные часы, но в целом не более восьми. Такой механизм позволил высвободить по каждой образовательной программе до 164 аудиторных часов для 1-го и 2-го курсов обучения. При этом внедрение электронного контента взамен обычных лекций делается не для того, чтобы сократить часы взаимодействия студентов с преподавателем, а для перераспределения аудиторной нагрузки на проектную деятельность за счет уменьшения лекционной нагрузки. В ТГУ проектная деятельность встроена в учебный процесс с 2017 года. А уже в 2018-м мы полностью охватили ею очников 1-го и 2-го курсов - это более двух тысяч человек.

- В каких реформах срочно нуждается высшее образование в России? И нуждается ли вообще?

- Конечно, нуждается. В нынешних условиях ускорения темпов смены технологий стремительно растет спрос на технологические инновации и уже возникает потребность в сверхтехнологии - «технологии генерации инноваций». Ее эффективность критично зависит от эффективности использования цифровых технологий. Продолжая по инерции играть роль одной лишь кузницы кадров, вузы не смогут перестроиться на современные «рельсы» и успешно функционировать в будущем. Университет должен, как и прежде, давать фундаментальные знания и базовые общеинженерные компетенции. Однако современный вуз должен суметь перестроить учебный процесс таким образом, чтобы студенты приобретали и надпрофессиональные компетенции. В том числе навыки работы в команде, проектное и критическое мышление, умение быстро и самостоятельно осваивать современные технологии, находить и перерабатывать нужную информацию, самостоятельно учиться. Такие компетенции можно получить только через реальную практическую и проектную деятельность. Ее можно внедрить в учебный процесс, если грамотно использовать все возможности современного электронного и онлайн-обучения. Цифровые технологии позволяют перераспределить время студентов и сотрудников на реальную проектную деятельность и технологизировать процесс генерации инноваций. В целом вузы должны идти по пути цифровой трансформации, внедрения функций бизнес-инкубирования и акселерации стартапов в учебный процесс. По сути это модель инновационного цифрового предпринимательского университета. Именно такая модель разработана и реализуется в ТГУ как целевая.

- Чем отличается нынешнее поколение студентов от предыдущих?

- Те, кто учился в вузе в начале и в конце 2010-х годов, резко различаются. Происходит изменение в сторону большей индивидуализации и усиления творческой составляющей деятельности. Молодежь все больше нацелена на быстрые победы. И это понятно - увеличился темп жизни и смены технологий. И результаты также хочется видеть быстрее, при этом получать от работы не только достойное вознаграждение, но и удовлетворение.

Михаил Криштал,

ректор Тольяттинского государственного университета:

- Продолжая по инерции играть роль одной лишь кузницы кадров, вузы не смогут перестроиться на современные «рельсы» и успешно функционировать в будущем.
37

Последние статьи

17 апреля
16 апреля
12 апреля
11 апреля
10 апреля
02 апреля
01 апреля
28 марта
26 марта

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3