Машинист с крейсера «Варяг»

Жители села Виловатое гордятся своими земляками-героями. Один из них - Семен Матвеевич Матасов, служивший машинистом на легендарном корабле
Грозное оружие легендарного крейсера
Грозное оружие легендарного крейсера

Как известно, в Русско-японской войне 1904-1905 годов приняли участие около 8 тысяч жителей нынешней Самарской губернии. Некоторые из них были призваны на флот и попали на крейсер «Варяг». Одним из участников того трагического сражения был матрос Семен Матвеевич Матасов, уроженец села Виловатое Михайловской волости (сейчас Богатовский район).

Начинал кочегаром

В архивах районной администрации сохранились документы и сведения о нем, благодаря которым удалось восстановить хронологию военной службы Матасова. Кроме того, часть информации о герое нашлась у Раисы Петровны Анисимовой, троюродной племянницы жены Семена Матасова - Марии Петровой.

Семен Матвеевич родился 27 января 1877 года в Михайловской волости, куда входило село Виловатое. В 1898 году Семена призвали в армию. Благодаря отменному здоровью и крепкому телосложению он попал на флот и был определен в 12-й флотский экипаж. После обучения, в 1900-м, Семен Матвеевич стал кочегаром сначала второй, а затем и первой степени. Через год его определили в машинное отделение на должность машиниста 2 степени и в том же году перевели в 13-й флотский экипаж, в составе которого машинист Матасов отправился в заграничное плавание на крейсере I ранга «Варяг».

Во время длительного плавания Семен зарекомендовал себя опытным, способным моряком, за что получил повышение и стал машинистом первой степени.

В декабре 1903 года «Варяг» прибыл на рейд нейтрального корейского порта Чемульпо. Главной его задачей было поддержание связи между Порт-Артуром, где стояла русская эскадра, и русским посольством в Сеуле, а также сбор информации о военных приготовлениях японцев. 5 января 1904 года из Порт-Артура в Чемульпо пришла канонерская лодка «Кореец», которой командовал капитан II ранга Григорий Павлович Беляев, и стала на якорь неподалеку от «Варяга».

В это время японцы готовились к оккупации Кореи. В такой обстановке «Варягу» и «Корейцу» необходимо было срочно покинуть Чемульпо и направиться в Порт-Артур для воссоединения с русской эскадрой.

Корабль не слушался

Крейсер «ВАРЯГ» на боевом рейде

26 января «Кореец» направился было в Порт-Артур, но японская эскадра заставила его вернуться обратно. Весь день «Варяг» и «Кореец» простояли под дулами японских кораблей. Капитан «Варяга» Руднев и капитан «Корейца» Беляев приняли решение с боем пробиваться к русской эскадре.

Утром 27 января командиры иностранных судов, находящихся на рейдах, получили сообщение от японского адмирала о начале военных действий между Японией и Россией. Русским судам предложили сдаться или уйти с рейда до 12 часов дня, в противном случае они будут атакованы. Так и произошло. В ходе сражения с японской эскадрой и пятнадцатью японскими кораблями «Варяг» получил смертельные повреждения. Потери экипажа составили 130 человек: 97 раненых и 33 убитых. По данным краеведа Михаила Безрукова, среди погибших матросов были и самарцы: квартирмейстер Иван Павлович Костин, сигнальщик Гавриил Тихонович Миронов, матрос Моисей Иванович Чернышов.

Семен Матасов так вспоминал то сражение: «Когда «Варяг» подбили и он получил несколько пробоин, корабль перестал слушаться. Отвести его подальше от места сражения не удалось».

Капитаны иностранных кораблей согласились принять на борт экипажи «Варяга» и «Корейца». Из воспоминаний Семена Матвеевича: «Сначала на плотах переправляли раненых, кто не мог сам передвигаться, потом матросов, и в последнюю очередь палубу покидали офицеры. Капитан остался на корабле, многие думали, что он затонул вместе с кораблем. На самом же деле он перешел на катер «Паскаль», неся с собой корабельные документы и кормовой флаг».

У самого порта Чемульпо была взорвана лодка «Кореец», а «Варяг» - затоплен. После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, еще 11 раненых были приняты иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов, дав обязательство не принимать участие в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. Семен Матасов же рассказывал, что матросы были переправлены в Америку, где их лечили в течение двух месяцев.

Прием у императора и награда

Кают-компания крейсера «ВАРЯГ»

16 апреля 1904 года экипаж крейсера «Варяг» прибыл по железной дороге в Санкт-Петербург и маршем прошел от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Здесь моряков приветствовал император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам в подарок от императора были вручены именные часы.

Из архивных документов известно, что еще до торжественного обеда Матасов был награжден Знаком отличия Военного ордена IV степени за №97618 от 23 февраля 1904 года, который вручал героям сам капитан Руднев, а также медалью за бой «Варяга» и «Корейца».

Заядлый охотник

Родные Семена Матасова говорят, что он продолжил нести службу в Тихом океане, но где и в каких сражениях ему еще пришлось участвовать - неизвестно. В документах только имеется запись, что он «переведен в 3-й флотский экипаж 11 мая 1904 года циркуляром Кронштадтского штаба за №870».

Семен Матасов

После увольнения вернулся в родное село, к семье. По тем временам у него было справное хозяйство: добротный дом, который находился на нынешней улице Октябрьской, хозяйственные постройки, огород, лошадь. Семья Матасова добровольно вступила в колхоз «Вторая пятилетка», где Семен Матвеевич стал трудиться в первой бригаде. На телегах возил солярку в поля для заправки тракторов во время посевной и уборочной. Рассказывают, он часто выступал с рассказами о войне в местной школе, вспоминая, как тяжело было разгонять поврежденный корабль, находясь в машинном отделении. Кругом дым и копоть и полная неизвестность относительно того, что происходит на палубе.

Многие односельчане помнят Матасова как заядлого охотника, имеющего необычных для сельского жителя борзых собак.

В 1954 году, в честь 50-летия со дня боя крейсера «Варяг», Матасова наградили медалью «За отвагу», вместе с которой ему причиталась пожизненная пенсия в 600 рублей в месяц.

1 апреля 1959 года Семена Матасова с почестями похоронили на местном кладбище.

 
55

Последние статьи

24 июня
22 июня
21 июня
20 июня
18 июня

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3