В Самаре обсудили перспективы развития речного транспорта

1,2 млн пассажиров ежегодно перевозится речным транспортом в Самарской области 
1,2 млн пассажиров ежегодно перевозится речным транспортом в Самарской области 

Жители края, исторически возникшего на берегах великой реки, должны использовать ее потенциал. И помимо пригородных пассажирских перевозок и развития туристического потенциала свои возможности на Волге в полной мере должен использовать речной грузовой транспорт. Но в решении всех этих вопросов необходима помощь федеральных властей.

Уникальная территория

На минувшей неделе Самарскую область посетил заместитель руководителя Росморречфлота Андрей Тарасенко. Он провел встречу с губернатором Дмитрием Азаровым, а затем принял участие в совещании по вопросам развития внутреннего водного транспорта.

В ходе встречи было отмечено, что в прошлом году Самарская область стала лидером в ПФО по количеству пассажиров, перевезенных речным транспортом. В целом по стране наша губерния находится на третьем месте. Популярны и круизные туры по Волге. «Есть особенности расположения населенных пунктов, крупнейших городов области, которые позволяют нам в полной мере использовать возможности Волги, - обратил внимание на ситуацию Дмитрий Азаров. - У нас большое количество маломерных судов, поэтому есть желание развивать речные пассажирские перевозки».

Стоит отметить, что летом прошлого года глава региона поручил областному Минтрансу скорректировать водное сообщение Самары с Жигулевском, Сызранью и Тольятти. В результате начал работу новый скоростной маршрут «Самара-Зольное». Но в целом ситуация с водным транспортом из года в год не улучшается. Имеющийся речной флот требует обновления, а действующая инфраструктура - развития.

Кадры решают все

Первым вопросом, который был рассмотрен на совещании, стала тема подготовки кадров. Сегодня в Самаре работает филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта». По словам его директора Владимира Маркова, в 2019 году вуз подготовит 125 специалистов. «Из них 50 заочников, которые уже трудоустроены, а предлагаемых вакантных мест - 173. Также мы можем начать подготовку студентов по новым специальностям. Но проблема заключается в отсутствии помещений для обучения», - пояснил руководитель филиала. В ответ депутат Государственной думы от Самарской области Александр Хинштейн отметил, что данный вопрос может быть решен за счет передачи здания одного из коммерческих вузов по адресу Неверова, 87 в Самаре. Также участники встречи отметили, что необходимо финансирование ремонта основного здания университета, находящегося на ул. Молодогвардейской, 62, и оборудования береговой учебной базы.

Андрей Тарасенко подчеркнул, что все возможности для развития среднего и высшего профессионального образования в сфере водного транспорта в Самаре есть. «Вопрос с передачей здания будет рассмотрен. Подготовкой кадров для речного и морского флота Самара всегда славилась, я считаю, это направление надо поддержать и готовить квалифицированный кадровый потенциал», - заключил федеральный чиновник.

Ключевой вопрос

Также в ходе совещания участники встречи обозначили существующие проблемы речной отрасли региона. В частности, требуется обновление речного флота и строительство здания нового речного вокзала в Самаре. Как рассказал исполнительный директор ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» Михаил Шатохин, если в 1990 году на территории региона работало 40 речных судов, то сейчас - только 14. И из прежних 13 маршрутов действуют только 3. А количество пассажиров речного транспорта за последние 30 лет уменьшилось в три раза. Кроме того, значительно усложняют работу требования транспортной безопасности для остановок с небольшим пассажиропотоком и запрет на переправу судов до села Рождествено в темное время суток.

В то же время очень востребованными остаются круизные направления по Волге. Как рассказал руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области Михаил Мальцев, в регионе сегодня работает 17 теплоходов от 8 туроператоров, по некоторым турам путевки выкупаются за год. Значительные надежды возлагаются на развитие речного порта в Сызрани. Здесь инвестор уже провел модернизацию, построил дополнительную инфраструктуру (гостиницу, кафе). Однако пока действует запрет на причал в Сызрани трех- и четырехпалубных теплоходов, появление здесь масштабного туристического маршрута в настоящее время невозможно. Андрей Тарасенко сообщил, что данные вопросы будут изучены в Росморречфлоте в ближайшее время.

Требуется финансирование

Намерен расширить территорию своей работы и АО «Самарский речной порт». Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лукьянов. «В Самаре существует ограниченный ресурс пространственного развития речного порта в связи с расположением в границах жилой застройки и неприспособленной для интенсивного движения грузового транспорта уличной дорожной сетью», - пояснил он.

Руководитель Самарского речного порта рассказал, что уже прекратили работать речные порты в Нижнем Новгороде, Волгограде и Балаково, наблюдается тяжелая ситуация в Ульяновске и Саратове. Эту ситуацию компания планирует использовать для развития собственных мощностей. «Необходимо формировать новые логистические узлы в выгодных локациях. В частности, предлагается создать современный мультимодальный транспортный логистический комплекс на базе существующего речпорта в Сызрани, - заявил Лукьянов. - Территорию можно увеличить в два раза путем присоединения прилегающих свободных земель. Можно продлить причальную стенку, разместить в порту современные терминалы по круглогодичному хранению и перевалке сельхозпродукции и крытые склады для хранения металлопроката».

Уже ведется поиск инвестора для строительства зернового терминала и расширения инфраструктуры порта. Кроме того, к территории порта примыкает крупная железнодорожная станция, имеется прямой выход на федеральную автомобильную трассу. «Таким образом, открывается доступ для транспортных перевозок ближайших регионов по Волге», - пояснил гендиректор речпорта.

Для создания возможности причаливания судов с большой грузоподъемностью потребуется провести комплекс путевых работ на судовом канале: увеличить ширину с 50 до 100 метров, а глубину - с 3 до 4,5 метра. Но эти капиталоемкие работы компания самостоятельно выполнить не сможет.

В ответ вице-губернатор Александр Нефедов подчеркнул, что областные власти заинтересованы в развитии речного транспорта. «Ежегодно речным транспортом в Самарской области перевозится более 1,2 млн пассажиров. Сама транспортная речная отрасль не может справиться с задачей модернизации береговой инфраструктуры, обновления флота, выполнения мероприятий транспортной безопасности, - заметил он. - Для выполнения этих задач необходимы колоссальные финансовые ресурсы, и ни один регион без помощи Федерации решить их не может. В связи с этим просим рассмотреть возможность софинансирования данных мероприятий в федеральной программе «Развитие транспортной системы РФ».

«В Самарской области хорошая база, удобное местоположение. Регион равноудален от разных морей, и эти преимущества надо использовать. Но пока, в частности по грузовым перевозкам, работа не консолидирована, и вы просто теряете деньги. Подготовьте хороший проект, представьте грузовую базу, думаю, поддержка будет получена», - заявил Андрей Тарасенко.

Круизные направления по Волге очень востребованы туристами. По некоторым турам путевки выкупаются за год.

Александр Нефедов,

Александр Нефедов,

первый вице-губернатор - председатель правительства Самарской области:

- Ежегодно возрастающий пассажиропоток на речных перевозках, создание условий для увеличения грузоперевозок по воде и наращивания туристского потенциала наших рекреационных зон требуют решения ряда задач, с которыми предприятия речной отрасли не могут сами справиться. На это необходимы колоссальные финансовые ресурсы.

Андрей Тарасенко,

Андрей Тарасенко,

заместитель руководителя Росморречфлота:

- Сейчас, к сожалению, ситуацию на реке упустили, суда потеряли. А самарское направление всегда было сильным, нужно работать над восстановлением. В первую очередь стоит начать с поддержки подготовки кадров. Кроме того, нужно использовать возможности речного грузового транспорта, зарабатывать на экспорте. Самарские грузы всегда славились: это нефтетанкеры, стройматериалы, сжиженный газ, зерно. Нужно сделать инфраструктуру, транспортные хабы. Думаю, совместно мы наладим данную работу.

55

Последние статьи

18 апреля
17 апреля
16 апреля
12 апреля
11 апреля
10 апреля
02 апреля
01 апреля
28 марта
26 марта

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3