Для чего нужен и каким должен быть новый порядок обращения с ТКО

Новая система — новые технологии. Мнение специалистов
50% твердых коммунальных отходов должны перерабатываться за счет внедрения новых технологий
50% твердых коммунальных отходов должны перерабатываться за счет внедрения новых технологий

С 1 января 2019 года в Самарской области действует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Однако необходимость серьезных изменений в этой отрасли назрела намного раньше. Для чего нужны изменения, как они должны происходить и к чему привести - читателям «ВК» рассказали ученые Самарского государственного технического университета, доктора технических наук Ольга Тупицына и Константин Чертес.

Зачем, почему и для чего?

- Итак, для чего же нужна новая система, что и зачем требовалось изменить в обращении с коммунальными отходами?
Ольга Тупицына: Проблема сбора, утилизации и переработки мусора существует всегда, но в последние лет 10 и в России, и в Самарской области она обострилась. Около 80% действующих сейчас в губернии мест захоронения расположены рядом с большими городами, и уже через 3-4 года истекает срок их эксплуатации. С другой стороны, для того чтобы не случилось экологического бедствия, нужно уже сейчас сокращать количество захоронений. Как это сделать? За счет внедрения новых технологий переработки мусора - если сейчас 70% отходов просто захораниваются, то нужно добиться того, чтобы эта цифра для начала снизилась до 50-60%. Для этого требуются серьезные вложения - строительство мусоросортировочных станций, внедрение раздельного сбора, создание специальных предприятий по утилизации и переработке ТКО.
Именно поэтому федеральное правительство еще в 2015 году приняло решение о введении новой системы - сперва в трех пилотных регионах (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). На опыте их работы были обкатаны схемы и технологии (прежде всего - создание единых региональных операторов для работы на этом рынке), которые было предписано внедрить с 2019 года всем остальным регионам. Кое-где можно прочесть, что некоторым регионам разрешили «взять паузу» на год, до 2020 года - но речь идет о тех, в которых состояние с ТКО самое «аховое», и простым принятием новых схем проблему не решить. Самарская область не находится в таком плачевном состоянии - у нас просто нет ни требуемых условий, ни необходимости в отсрочке, тем более что за один год ничего кардинально не изменится.
Константин Чертес: Если позволите употребить столь громкое слово (в его прямом значении) - нынешние изменения это даже не реформа, это революция. Судите сами: раньше сбором и утилизацией ТКО занимались частные компании, рынок обращения с отходами достаточно насыщен. Значительную часть мусора размещали несанкционированно без оформления, без платы за превышение лимитов - соответственно, без выплат в бюджет. Эти деньги уходили в «серые», криминальные схемы. А что теперь? Создан единый региональный оператор, который уже поставил датчики ГЛОНАСС на все спецмашины, и любое перемещение мусора можно отследить онлайн - где, сколько, кто и кому «сбросил». К тому же предусмотрено внедрение на полигонах пунктов весового контроля и сортировочных станций, установка записывающих камер видеонаблюдения. Со временем предполагается установка подобных устройств и в домовладениях, с мониторингом территорий установки контейнерных площадок. Теперь весь процесс, от сбора ТКО до их захоронения, утилизации или переработки будет отслеживаться, и места для «манипуляций» просто не остается.
На мой взгляд, это очень серьезные преобразования, которые в корне меняют систему обращения с ТКО, выводят ее «на свет», упорядочивают и, самое, наверное, главное - четко определяют ответственных за то, чтобы собираемые с населения средства не разбазаривались, а вкладывались в развитие отрасли. Этим теперь и будет заниматься региональный оператор.

Про условия и препятствия

- Итак, вопрос, как говорится, назрел «уже вчера». Но готова ли именно наша Самарская область к таким серьезным и системным преобразованиям?
Ольга Тупицына: У нас эта работа началась, на самом деле, уже в 2016 году - мы наблюдали за опытом, накапливающимся в пилотных регионах, разрабатывали нормативную базу, создавали территориальную схему обращения с ТКО - нанесли на карту все полигоны, станции, каждую контейнерную площадку, просчитали расстояния между ними, выявили огромное количество несанкционированных свалок.
Самарская область, к счастью для всех нас - регион достаточно развитой и имеет много ресурсов, которые можно использовать в работе по новой схеме обращения с ТКО. Например, у нас много пустующих земель, которые можно использовать для захоронения отходов - проблема, буквально «душащая» некоторые регионы, где давно уже «мест нет», и приходится вывозить мусор за свои границы. В нашей губернии уже работают мусоросортировочные станции в Тольятти и Сызрани, готовится к пуску такая станция в Новокуйбышевске.
Еще одно наше преимущество - мощнейший научно-технологический потенциал. Самарский «политех» более 20 лет занимается проектированием, научным обоснованием переработки промышленных отходов, созданием логистических схем, решением экологических задач. Наши технологии и разработки уже применяются на предприятиях «Самаранефтегаза», «Газпрома», на нефтеперерабатывающих заводах и т.п.
Так что не будет никаким преувеличением заявить, что Самарская область по своему потенциалу для создания новой системы обращения с ТКО - один из ведущих регионов страны.
Константин Чертес: Естественно, нужно сказать и про «узкие места» - чтобы не получалось слишком уж благостной картины и чтобы было понятно, над чем следует работать в ближайшее время. Во-первых, что касается прежде всего Самары - город старый, хаотично застроенный, тесный, скученный, в котором иногда трудно или вовсе нельзя найти достаточно места для обустройства контейнерных площадок с нормальными подъездными путями и средствами контроля. Во-вторых, культура населения оставляет желать лучшего, вопросы экологии стали обсуждаться и попали в поле зрения общественности каких-то лет 25 назад. Одно поколение - это вообще не срок для радикальных изменений общественного сознания, и многие живут еще очень старыми представлениями о том, что «и так сойдет». В-третьих, тара и упаковка – основной утильный компонент ТКО, не экологична. И дело не только в том, что надо отказываться от полимеров или других вредных синтетических соединений с последующим переходом на саморазлагающуюся упаковку. Имеется мировая практика, когда производители «вредной упаковки» оплачивают своего рода утилизационный сбор. А средства от сбора можно использовать для создания системы переработки опасных отходов. Ну и, наконец, сами методы переработки мусора: это даже не российская беда, а проблема всего мира - в обращении с ТКО используются давно устаревшие технологии прошлого века. Механическая сортировка, сушка-увлажнение, компостирование… Я еще студентом изучал эти методы, им всем уже по полвека и больше! А ведь есть вполне современные технологии, которые можно применять - магнито-гидродинамические генераторы, «холодная плазма», пиролиз… Но их внедрение тормозится не только отсутствием средств, но и, не в последнюю очередь, устаревшими «традициями» и шаблонным мышлением отдельных руководителей нашего ЖКХ.

За чей счет «банкет»?

- Но все преобразования, о которых вы говорите, потребуют больших вложений. А платить в итоге будут жители?
Ольга Тупицына: Жители с такими суммами просто не справятся - будет социальный взрыв. Поэтому они не должны «оставаться крайними». И тут, на мой взгляд, самое простое решение - объединить обращение коммунальных отходов с промышленными в составе экотехнопарков. В Германии, например, где давно внедрена очень прогрессивная система, в общей структуре обрабатываемых отходов ТКО составляют лишь 20%, остальное  - это отходы промышленные, и за их переработку и утилизацию платят предприятия.
- Получается, что платежи «упадут» на предпринимателей и корпорации?
Ольга Тупицына: Им это все равно выгоднее. Сейчас у нас действуют такие жесткие нормативы обращения с промышленными отходами, что если даже крупное предприятие будет строить свою систему обработки и утилизации (а иначе оно эти нормативы не выполнит и будет платить огромные штрафы и подвергаться санкциям), это ему «влетит в копеечку». А если оно «встроится» в систему, создаваемую единым регоператором, то будет просто платить те же или даже меньшие деньги, зато на этом их «головная боль» и ответственность закончатся. Зачем строить собственные полигоны и станции, если можно «вложиться» в общие?
Константин Чертес: И хотелось бы вспомнить еще один важный момент - наш губернатор, Дмитрий Азаров, хорошо знаком с этой системой и профессионально разбирается в этих вопросах, ведь он окончил ФАИТ в нашем «политехе», к тому же трудился на посту министра природных ресурсов. Это еще одно серьезное преимущество Самарской области. 

74

Последние статьи

23 сентября
15 сентября
14 сентября
12 сентября
06 сентября
04 сентября
03 сентября
30 августа
28 августа
23 августа
21 августа
20 августа
17 августа
16 августа

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3