Особенные дети учатся понимать окружающую действительность с помощью искусства

Работая в группе, дети начинают взаимодействовать, что очень важно для них. Для многих эти занятия - единственная возможность встретиться с людьми, желающими общаться
Работая в группе, дети начинают взаимодействовать, что очень важно для них. Для многих эти занятия - единственная возможность встретиться с людьми, желающими общаться

Новокуйбышевский музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура» за четыре года существования стал обладателем трех президентских грантов на реализацию социальных проектов. Последний - в 1,8 млн рублей - получен в 2018 году на проект «Особая Афинская школа» для детей и подростков с ментальными нарушениями.

Школа жизни

В «Афинской школе» окружающий мир познают через произведения искусства, репродукции работ известных художников и декоративно-прикладное творчество.

Занятия в школе начались осенью прошлого года, и педагоги «Афинской школы» - представители музейно-образовательного центра «Школа-Музей-Культура» - будут работать с ребятами до конца июня.

Как рассказала руководитель центра Ольга Титкова, этот проект, представляющий собой цикл занятий, ориентирован на развитие навыков социализации детей с ментальными нарушениями здоровья. В настоящее время работают пять групп в Самаре и две в Новокуйбышевске. Учащимися стали более 50 ребят.

Основной формат работы с детьми - еженедельные комплексные занятия продолжительностью два с половиной часа. Они направлены на развитие личности особого ребенка, его коммуникативных навыков и адаптацию в социальной среде. Во время занятия ребята беседуют с психологом о живописи, пьют чай, под руководством мастера изготавливают и декорируют мелкие предметы из дерева, расписывают по ткани, шьют игрушки и лепят, делают аппликации, варят мыло, работают с кожей. В этом году есть намерение создать родительские группы и библиотеку для родителей, чьи дети имеют ментальные нарушения. По мнению педагога, занятия с родителями необходимы, ведь многие из них не готовы менять «инвалидный стиль» жизни семьи, сложившийся годами, на более активный. После занятий поведение ребенка меняется, он становится более эмоциональным, поэтому на него и реагировать нужно по-другому.

Живописный диалог

В группах - по пять человек. Они приходят вместе с родителями, берут со стола свои бейджики. Ксения, Павел, Елена, Егор и Настя устраиваются поудобнее на больших пуфах. Их приветствует педагог и психолог «Афинской школы» Иван Титков. Небольшая разминка: «Как дела? Как настроение?» - спрашивает Иван. Ребята, как могут, рассказывают о своих чувствах и событиях. Потом начинается работа с картинами. Репродукции работ художников используются почти на каждом занятии. Электронная база картин центра - около 2,5 тысячи экземпляров, для каждой темы свои. К примеру, подбираются подходящие полотна для выражения эмоций. Учитываются сезоны, праздники и даты, чтобы связать живопись с реальностью. Для удобства ребят демонстрируются репродукции большого формата, ведь у многих плохое зрение.

«Здесь важно меньше речи, больше картин, - уверен Иван Титков. - Так, аутисты плохо воспринимают речь, лучше ориентируясь в визуальном контенте. Благодаря картинам детям легче общаться и находить себя в социальном пространстве. Если им что-то нравится, то об этом легче заговорить. Эмоциональные переживания прорываются в речь. Мы стараемся это закрепить в общении внутри группы. Картины помогают детям понятно выразить свои желания и объяснить эмоции, запомнить цвета и фигуры, развивают воображение».

Иван показывает ребятам сказочные иллюстрации Ивана Билибина. Они яркие, с множеством деталей. Здесь возможны игры на развитие памяти и внимания, фиксацию деталей, на скорость реакции с наводящими вопросами. Например: «Найди на картине старика. Какой он – добрый или злой? Как называется сказка?».

На одном из занятий после показа картины Ивана Шишкина «На Севере диком», при написании которой художник использовал три цвета  черный, белый и синий, дети получили задание: рисуем, как Шишкин. И зрительная память сработала на "отлично" - дети стали рисовать сосны, используя именно шишкинские цвета.

Чаепитие для особенных подростков - тоже своего рода тренировка социальных навыков. Завершается встреча изготовлением поделки. Курирует этот блок занятий педагог Мария Титкова. Декоративно-прикладное творчество способствует развитию мелкой и крупной моторики.

Из музея в анимацию

Параллельно с особой «Афинской школой» педагоги музейно-образовательного центра «Школа-Музей-Культура» ведут социальные проекты «Живые картины» и «Будущее своими руками», поддерживаемые благотворительным фондом «Вклад в будущее». Они реализуются на двух площадках - в центре Ассоциации «Десница» и центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Иволга».

«Живые картины» - это мультфильмы, которые дети в возрасте от 9 до 13 лет создают под руководством Марии Титковой. В конце декабря состоялись три премьеры. В «Деснице» был показан двухминутный мультфильм «Капли настроения» на тему инклюзии. Основная мысль - как интересно быть разными. В течение трех месяцев обычные дети и ребята с инвалидностью вместе работали над анимационным фильмом, заранее распределив роли. По словам Марии, дети сами написали сценарий. Нарисовали восковыми мелками и фломастерами больше тысячи сюжетов, при этом использовали декоративные брадсы (кнопки или гвоздики с плоской гибкой раздвоенной ножкой из мягкого металла), благодаря которым герои становятся подвижными. Сфотографировали рисунки и смонтировали их с помощью специальных программ.

«Получилась история про волшебный черно-белый мир, который рисует ребенок, - рассказала Мария. - В этом мире существуют два города. В них начинают идти цветные дожди. В одном городе люди перессорились и не смогли договориться, и мир стал серым и унылым. В другом люди сообща раскрасили мир яркими красками. Дети старались показать, как хорошо, что мы разные и яркие, и благодаря этой разноликости можем помогать друг другу. После премьеры все решили, что надо делать продолжение».

Так, ребята узнали обо всех этапах создания фильма - от написания сценария до озвучания, о разных видах мультипликации. Педагог настаивает, что основная задача - не научить их делать фильмы, хотя и это может в жизни пригодиться, а научить общаться между собой, не замечая различий, посредством общего интересного дела.

«Они прекрасно взаимодействуют друг с другом, - говорит Мария. - Тем самым, наглядно показывая нам, что все проблемы общения разных ребят - лишь в наших головах, а им нужно давать больше поводов для встреч».

Курсы мультипликации продолжатся до лета. Впереди уроки видеомонтажа и новые премьеры. Задача проекта - привлечь внимание общества к проблемам изоляции детей с инвалидностью и повысить уровень инклюзивной культуры у родителей, детей и педагогов.

Занимательный музей

Воспитанники центра помощи детям «Иволга», в том числе с ментальными нарушениями и задержкой психического развития, представили перед Новым годом двухминутные мультфильмы «Необычный музей» и «Затерянный футбол». Первый - об экскурсоводе-волшебнице, собиравшей необычные предметы, второй - про мяч, хранящийся в музее и вспоминающий свое чемпионское прошлое. Музейная тема здесь совсем не случайна.

В рамках социального проекта «Будущее своими руками» несколько лет педагоги центра «Школа-Музей-Культура» знакомят детей-сирот с музейными профессиями, чтобы разрушить их стереотипы о скучности музея.

«Мы создали настольные игры, которые вводят ребенка в мир музейных профессий, - рассказала Ольга Титкова. - Сколько эмоций вызвала у ребят игра «Реставратор», где они самостоятельно восстанавливали испорченные картины и склеивали разбитое блюдо, заполняли карточку музейного предмета. А какие страсти кипели, когда мы играли в «Мецената», создавая коллекции картин и жертвуя их музеям! В итоге дети согласились, что музей может быть интересен. И мы поехали с ними в музей имени Алабина, договорившись, что не будет никаких скучных экскурсий. Мы придумывали истории и вопросы об экспозициях, играя в игру «Веселый экскурсовод».

Как говорят педагоги, самым большим потрясением для детей оказалось то, что в музее, оказывается, работает много молодежи, а музейные профессии не ограничиваются экскурсоводом и хранителем. Все свои открытия и эмоции дети вложили в мультфильмы. Для них очень важно научиться выражать свои переживания, облекать мысли в слова и образы. Особенно это необходимо для детей с речевыми проблемами.

Основная форма работы с детьми - еженедельные комплексные занятия продолжительностью два с половиной часа.

В центре много авторских методических разработок. Например, игры «Меценат» и «Китайская коллекция» учат афинян делиться, ведь выигрывает тот, кто больше картин отдает музеям.

39

Последние статьи

18 июня
17 июня
14 июня
11 июня
10 июня
08 июня
07 июня

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3