Три маски короля Юлия

В Самарском театре оперы и балета пройдет мировая премьера

В середине февраля в Самарском театре оперы и балета впервые за полвека пройдет мировая премьера балета. «Три маски короля» на музыку Михаила Крылова ставит петербургский хореограф Юрий Смекалов. Танцевать главную партию на первом показе будет премьер Мариинского театра Владимир Шкляров.

Балет-притча

 Автором идеи, соавтором либретто и спонсором проекта стал петербургский бизнесмен и меценат Вячеслав Заренков - основатель социально-культурного проекта «Созидающий мир», одноименного благотворительного фонда и театра «Килизэ». Разносторонний человек, Заренков пишет книги, рисует картины и занимается научной деятельностью - является обладателем почти двух сотен патентов на изобретения. С композитором Михаилом Крыловым Заренков работает не в первый раз - он уже писал либретто к балету «Орр и Орра».

«Меня часто спрашивают, кто такой Михаил Крылов, - рассказал журналистам главный дирижер Самарского театра оперы и балета, дирижер-постановщик премьеры Евгений Хохлов. - Это современный композитор, больше известный работой в малой форме: песнями, романсами, небольшими пьесами, - но уже добившийся успеха и в крупной форме. Например, балет «Орр и Орра», музыку к которому он написал, был поставлен в Большом театре оперы и балета Беларуси и имел большой успех. Если как-то характеризовать его музыку, то это скорее неоклассика. Такой Гайдн 21 века. Очень просто, но в то же время очень образно, с точным попаданием в стиль.

Я бы посоветовал зрителям не покупаться на кажущуюся простоту музыки и названия. Это довольно серьезная история, и, наверное, она будет требовать внутренних исканий. Мне посчастливилось видеть работы Юрия Смекалова - например, «Солярис», который пользуется большой популярностью в Петербурге. Его спектакли - всегда шифры, спектакли-символы, то, что не лежит на поверхности, требует нескольких подходов».

Либретто, а вслед за ним и музыка к балету сильно поменялись в работе. Начиналось все с сюиты «Три маски Юлия». «Сначала была сказка для детского зрителя, а мне захотелось развить эту идею до такого состояния, чтобы взрослым тоже было интересно заглянуть в самих себя», - говорит Юрий Смекалов. Он совмещает работу солистом в труппе Мариинского театра с постановкой балетов. Как артист Смекалов стал лауреатом «Золотой Маски» за исполнение партии Тригорина в балете Бориса Эйфмана «Чайка». Как хореограф он ставил классику в Большом и Мариинском театрах, а также современную хореографию. «Три маски короля» Смекалов называет эклектичным хореографическим текстом:

«Мы его называем балет-притча, потому что в первую очередь это философские размышления на тему масок, которые мы надеваем ежедневно. Что касается хореографического текста, то его, наверное, можно назвать эклектичным. В нем есть и неоклассика, и современные направления, связанные с contemporary, - партнеринг и flying-low. Мы с ассистентами проводили мастер-классы для артистов, пытались их «раскачать», привить им новые направления, потому что знаем, что в самарском театре современного танца до этого практически не было».

Маска-трансформер

На премьере главную мужскую партию - короля Юлия - будет танцевать хорошо знакомый самарским балетоманам премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Пару ему (тоже не в первый раз) составит самарская балерина Ксения Овчинникова.

«Очень сложно, но не менее интересно, потому что это действительно что-то новое. Всегда здорово открывать в себе новые возможности, - оценивает работу над балетом Ксения Овчинникова. - Моя героиня меняет две маски, но мне кажется, что к премьере я найду третью». Владимир Шкляров признается, что пока не готов говорить о своем образе так предметно: «Мне пока сложно делать выводы по поводу моей партии, потому что очень много физического материала. Но хочу сказать, что мне всегда нравится исполнять героев, которые неоднозначны на сцене, показывают разные краски. И появляясь одним человеком, уходят со сцены другим».

«Может быть, не всем понятно: артисты по-разному готовят свои роли, - поясняет Юрий Смекалов. - Некоторые изначально вникают в сюжет, бесконечно говорят с хореографом, с режиссером, пытаются все продумать и уже в этом ключе готовят свою роль. Но есть другие артисты. Они вникают в текст, в материю хореографии, прорабатывают максимально качество движений, тем более что балет - искусство физически сложное. А уже в конце, когда у них есть этот текст, находят внутри свои собственные точки, которые раскрашивают роль драматургически. И как раз Владимир нравится мне как артист тем, что его транформация за последние 3-4 дня до премьеры разительна. И для меня самого это всегда интрига».

Шкляров танцует короля Юлия - человека, который носит маску и влюбляется в девушку без маски. Пока правитель увлечен, вокруг него зреет заговор. Свергнутому королю придется сделать выбор - бороться ли за власть и зачем. Впрочем, интерпретировать сюжет будут уже зрители, и нужно дать им в этом свободу, считает Юрий Смекалов: «Важно, чтобы мы не просто рассказали историю, которая будет понятной и не вызовет никаких вопросов. А чтобы каждый зритель смог домыслить ее, вынести что-то важное. У нас есть сюжет, повествование и герои, но есть и неоднозначные повороты событий. Хочется максимально раскрыть артистов с другого ракурса».

Экспериментальной будет не только хореография, но и музыка, предупреждает дирижер Евгений Хохлов. На живую игру оркестра наложится компьютерная музыка. К саунд-продюсированию привлекли музыканта Влада Жукова, благодаря чему неоклассическая музыка стала звучать более современно. Над оркестровкой работал молодой композитор Даниил Пильчен, аспирант Гаагской консерватории. «У нас есть команда, благодаря которой может родиться интересное музыкальное произведение», - обещает Юрий Смекалов.

Художником в проект позвали Вячеслава Окунева, известного сценографа, который только в Самаре оформил 8 спектаклей. Художником по свету с ним традиционно работает Ирина Вторникова.

«Наши декорации - это огромная маска-трансформер, которая превращается в город, в кабинет Юлия, в кабинет заседаний и в парк, - приоткрывает секреты Юрий Смекалов. - Благодаря художнику по видеомэппингу Екатерине Злотниковой маска будет приобретать разные характеры, сможет плакать и смеяться. Декорации - не просто задник, это активные конструктивные декорации со сложными художественными элементами. Надеюсь, это тоже будет любопытно для самарского зрителя».

… и желание экспериментировать

 Евгений Хохлов признается, что ему стоило большого труда заполучить проект в Самару:

«Обсуждались варианты с астраханским и ростовским театрами - нужна была площадка для эксперимента. Дело в том, что в крупных столичных театрах все залы расписаны, проще внедриться в репертуар самарского театра. К тому же у нас есть технические возможности и желание экспериментировать. И мне удалось убедить авторов, что им нужен именно наш театр. Состав участников настолько солидный, что обещает как минимум серьезный эксперимент».

Юрий Смекалов рассказал, каким в его представлении был самарский театр, пока он сюда не приехал:

«С главным балетмейстером самарского театра Юрием Бурлакой мы не так давно работали над «Пахитой» в Мариинском театре, поэтому я сразу согласился, когда зашла речь о постановке. До этого, честно говоря, про самарский театр знал только благодаря балетному фестивалю имени Аллы Шелест. Когда я сюда ехал, даже не подозревал, насколько гибкой и интересной может быть самарская труппа. И мне кажется, этот проект поможет привлечь внимание мировой общественности к вашему театру. Я уверен, что после этой премьеры сюда смогут приезжать хореографы из других стран. Мы хотим показать труппу в максимально интересном, новом амплуа. Я счастлив, что нахожусь здесь, хотя работал с труппой Большого, Мариинского театров, с артистами Германии, Мексики и российских театров. Ничем самарские ребята по мотивации им не уступают».

Одно важное дело благодаря проекту уже сделано - у театра оперы и балета появился фонд «ТЕ-АРТ». «Все давно понимали необходимость такой структуры, как фонд при театре, - рассказал Евгений Хохлов. - И этот проект нам помог. Летом мы создали фонд «ТЕ-АРТ», он призван облегчить прежде всего работу со спонсорами, потому что технически не каждый может просто так передать деньги, нужна специальная структура. Наличие этого фонда развязывает нам руки для поиска инвестиций, в том числе для таких экспериментальных постановок. И я очень рад, что нас поддержал Юрий Петрович Бурлака, хотя он сам - в первую очередь специалист в реставрации балетов. Всегда должны быть две стороны одного целого, поэтому мы стараемся, чтобы экспериментов было больше».

479

Последние статьи

22 апреля
21 апреля
20 апреля
18 апреля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3