событие

Барабаны жира

Организаторы фестиваля переусердствовали с коммерцией
Африканцы неохотнее других участников раскрывали свои профессиональные секреты
Африканцы неохотнее других участников раскрывали свои профессиональные секреты

Позавчера на Федоровских лугах закрылся шестой международный фестиваль «Барабаны мира». Ровно неделю на «грушинском» месте не смолкала этническая музыка. Музыканты и фанаты ритма из нескольких стран мира жили бок о бок на двух турбазах и пытались перенять друг у друга опыт игры на ударных. Но делиться опытом хотели не все, а получать его не у всех хватало денег.

Цена ритмов
Если первый фестиваль начинался в Автограде с самодельных глиняных барабанов и нескольких десятков друзей проекта «Барабаны мира», то в нынешнем году музыкальный форум сопровождала широкая PR-кампания.
В частности, устроители заявляли о новой концепции: семь нот, семь цветов, семь дней, собранных в Городе семи барабанов. А также семь музыкальных площадок, хотя на поверку вышла только одна — асфальтированный стадион одной из турбаз. И отбивать на нем ногами ритмы оказалось невозможным, как ни взывали к зрителям музыканты со сцены.
Фестиваль действительно длился семь дней: первые четыре барабанщики посвятили мастер-классам для посвященных, оставшиеся три — собственно концертам. В воскресенье попытались было собрать широкую публику на занятия, но она уже начала разъезжаться по домам. Вообще, если у гостей и не было никаких претензий к качеству выступлений, то к организации - масса.
Больше всего поражали цены: еще три года назад поучиться играть на инструменте, заварить по-восточному чай и познать азы танца живота можно было за условную сумму либо совсем бесплатно. Теперь каждое занятие обошлось бы в 200-300 рублей, отчего народ и не тянулся «к высокому» вопреки ожиданиям организаторов. Да что там классы! Сам вход на фестивальную поляну стоил 500 рублей, что, мягко говоря, противоречит тенденциям этого лета.
Неприятно удивило и размещение: участников расселили на двух турбазах, куда приглашали за деньги и далеких от фестиваля людей, гостей же отправили в палаточный лагерь, от которого до сцены минут пятнадцать ходьбы. С поляны концерты вообще не были слышны. 

Больше всего поражали цены: чтобы поучиться играть на инструменте и познать азы танца живота, нужно было заплатить 200-300 рублей

Без дверей, но с «лебедями»
«Мы заказали домик за две недели до выходных, — поделилась с корреспондентом «ВК» жительница Самары и постоянный гость фестиваля Екатерина Одинцова. — Нас заверили, что он будет готов к нашему приезду, но оказалось, его перепродали. В итоге нас поселили в другом — с незакрывающейся дверью».
Не в лучшем положении оказались даже музыканты. В номере, где жил руководитель самарского проекта «Барабаны АШЕ» Юрий Чернопятов, входной двери вообще не было. Кроме того, здесь в субботу отмечали свадьбу, и в паузах между номерами слышно было, как «белый лебедь на пруду качает павшую звезду». Вообще, складывалось впечатление, что самарцы на этом «празднике жизни» лишние. По сути фестиваль, выросший из «междусобойчика» нескольких тольяттинцев, в него же и превращается. Ведущий Марфа, например, не уставал благодарить Правительство Самарской области наряду с «правительством Ставропольского района», а на вопрос, «надо ли объединяться Тольятти с Самарой», публика из обоих городов кричала «нет».
Даже самих барабанщиков смущали разногласия.
«Это очень классно, что сюда приехали музыканты такого уровня, как Джега Самба из Сенегала, Оссама Шахин из Ливана, Нилс Иле из Латвии, — рассказал участник тольяттинской группы «Барабаны мира» Юсиф Маилов. — Но многие афроамериканцы оказались жадными в плане передачи своих знаний, техник. Они многое могли дать, но не дали. А Нилс, к примеру, наоборот, выложил все, чем владеет. Этот фестиваль, в отличие от предыдущего, сузил рамки, что приятно, до своего жанра. В прошлом году 70% участников были «не у дел», потому что играли все что угодно, кроме этнической музыки. Если честно, по духу и энергетике мне больше всех запомнился третий фестиваль, в него было вложено много усилий, и они себя оправдали. К сожалению, пока этот опыт не удалось повторить. Есть некоторые вопросы и по организации. Я участвовал в фестивалях, где расписание музыкантам давали с разницей, может быть, в пять минут. Здесь же многое оказывается непредсказуемым».
И правда, кто бы мог предположить, что любимое гостями «Барабанов мира» файер-шоу не возымеет привычного успеха. И дело не только в том, что исполняла его новая команда, а в том, что прошло оно не на волжском берегу, а во время концерта, на том же асфальте.
И привлекло к себе внимание, скорее, гарью, которая на закрытой территории турбазы развеивалась непривычно долго. Пятничный концерт, открытый шествием всех музыкантов-участников, запомнился слушателям больше, чем субботний, хотя и длился до двух часов ночи, а не до пяти утра. На сцене джемовали барабанщики из разных групп, им в такт двигались исполнительницы восточных танцев, да и сами зрители, особенно — дети...

От «битлов» до «интуиции»
А в субботу в палаточном лагере варилась самая настоящая августовская солянка, с фестивалем почти никак не связанная: где-то включали «Битлз» и тяжелый рок, у иных костров играли бардовские песни под гитару, в кафе перекрикивала всех попса, а иногда живая русская народная песня. Днем все кому не лень плескались в Волге (благо деньки выдались солнечные) и искали, чем же все-таки заняться. На вечернем концерте в этот день публика порой откровенно скучала. Со сцены звучал поп-рок-мэйнстрим, периодически демонстрировался танец живота, играли скрипки и виолончели. К утру возле эстрады остались человек двадцать зрителей из тех двух тысяч, что в совокупности съехались на фестиваль. Бурных оваций дождались, конечно, Ян Бедерман и его оркестр интуитивной музыки, столичная «Ритмосфера», упомянутые иностранные гости, тольяттинский «Резонанс», сборная группа «Африканда» и Миха Шварц с удивительным инструментом ханг драм. А вот новосибирский дуэт «Сандал» представил дважды один и тот же репертуар, что не сумели не заметить зрители. В финале под лучи прожекторов вышла самарская команда Funny Co`plan, совсем уж далекая от этнической музыки.
В воскресенье корреспондент «ВК», собравшись сесть на маршрутку до Самары, в последний момент выяснил, что количество мест ограничено. Чтобы сесть в автобус, надо было предварительно записаться. Пассажиры, обсуждая фестиваль, хором отметили, что этот год стал переломным — в худшую для опен-эйра сторону. Соберутся ли они в следующий раз — большой вопрос. Потому что вместо того, чтобы платить такие деньги за такое шоу, лучше просто выехать на природу с друзьями. Тем более что побарабанить здесь так и не удалось. Всем все было «по барабану».

 

4

Последние статьи

23 апреля
22 апреля
21 апреля
20 апреля
18 апреля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6