Бах и башкирские мелодии

В Самарской филармонии орган слился в дуэте с кураем

Первый в новом году концерт в филармонии порадовал и любителей классического барокко, и ценителей этнической музыки. 8 января здесь выступали башкирские музыканты - органист Владислав Муртазин и мастер игры на национальном духовом инструменте курае Азат Айткулов.

В первом отделении царствовал орган. Исполнитель Владислав Муртазин - автор проекта «Мобильный органный зал», цель которого - донести органную музыку до широкого круга слушателей. С электронным органом «Хауптверк» на специально оборудованном транспорте музыкант путешествует по всей России, и его концертные программы повсюду встречают живой интерес.

Самарская программа оказалась разнообразной. Вначале был Иоганн Себастьян Бах. Его «Прелюдия и фуга ми-минор» - прекрасная иллюстрация к известному высказыванию этого композитора о том, что настоящая музыка возвышает человека. Звуки, как птицы, парили в воздухе в каком-то волшебном круговороте. Затем прозвучали две баховские хоральные прелюдии. Во времена Баха такие произведения, звучавшие в церквях, были для протестантов тем же, что росписи храмов для православных. Эти хоральные прелюдии не менее живописны и проникновенно рассказывают вечные библейские истории.

Еще одна краска органной музыки – в триптихе продолжателя баховских барочных традиций, французского композитора Сезара Франка. Прелюдия, хорал и фуга, сыгранные Владиславом Муртазиным, были исполнены благородного достоинства и смирения. Кстати, эти качества были характерны и для самого композитора, который в двадцать с небольшим лет отказался от блестящей карьеры пианиста и стал церковным органистом.

В завершение первого отделения прозвучала Сюита в готическом стиле Леона Бельмана. Эта музыка в исполнении башкирского органиста вызывала ассоциации с загадочной жизнью в старинных замках, о которой нам рассказывают в романах и фильмах, или таинственными новеллами Эдгара По.

Самое неожиданное происходило во втором отделении, когда звуки величественного органа слились с протяжными, исполненными грусти национальными башкирскими мелодиями, которые исполнил один из последних представителей исчезающего, увы, искусства игры на курае Азат Айткулов. Странным и удивительным было это сочетание, казалось бы, несочетаемых музыкальных инструментов. Словно это были голоса природы. В музыке слышалось то дыхание башкирских степей, то журчание рек, то щебет птиц, то заунывное пение ветра.

Так что музыкальное подношение в Самарской филармонии на Рождество было не только изысканным, но и довольно экзотическим.

28

Последние статьи

22 марта
21 марта
20 марта
19 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3