Большой театр в запасной столице

Хоть Куйбышев и закрыли, население его постоянно росло. За короткий срок население города за счет эвакуированных выросло в полтора раза  – с четырехсот тысяч человек до шестисот. Все особняки в центре города отдали под посольства и правительственные учреждения. Слово «уплотнение» как в 1920-е снова стало популярным в городе. Практически во все квартиры подселялись эвакуированные: вместе со своими семьями -  маленькими детьми и больными стариками. И куйбышевцы, надо отдать им должное, воспринимали это с пониманием. 

 

Зима 1941-1942 года  выдалась  особенно жестокой на морозы.. Температура постоянно доходила до минус сорока. Полностью вымерзли знаменитые самарские сады. Те самые, благодаря которым в Куйбышеве перед войной снимался фильм «Тимур и его команда». Московский кинорежиссер Александр Разумный был так очарован красотой яблоневых и вишневых деревьев на дачах Поляны имени Фрунзе, что в 1940 году назначил здесь съемки легендарного фильма.  Согласно сценарию Аркадия Гайдара,  сады были важным сюжетообразующим элементом фильма. Теперь эти сады остались только на кинопленке.

Пронизывающий ветер,  безмолвные очереди у магазинов. Побелевшие от холода пальцы, сжимающие продуктовые карточки.

Распоряжение «О временном запрещении въезда в г. Куйбышев» от 20 октября 1941 года

А через дорогу, за дверями Дворца культуры на площади имени Куйбышева – совсем другой мир. Ослепительные люстры, оживленные лица, многоголосие настраиваемых инструментов и бархат кресел. С октября 1941 года здесь царствует Большой театр.

Большой театр для страны по значимости был сопоставим с правительством. Решение о его эвакуации в Куйбышев  было принято на самом высоком уровне -  в Государственном Комитете Обороны. Оно датировано 13 октября 1941 года и подписано Сталиным.

Постановление ГКО об эвакуации Большого театра в Куйбышев от 13 октября 1941 года

В этом постановлении самые главные театры страны были распределены следующим образом: Большой  отправился в Куйбышев, МХАТ – в Саратов, Малый театр – в Челябинск, Театр имени Вахтангова – в Омск. 

Народный артист СССР Иван Козловский

В Куйбышев отправились все звезды оперы и балета – все единственные и все неповторимые.  В их числе составившие славу советского музыкального, вокального и балетного искусства дирижеры Самуил Самосуд и Александр Мелик-Пашаев, певцы Максим Михайлов и Иван Козловский, танцовщики Ольга Лепешинская и Ассаф Мессерер.

Школа 81,  в которой размещался первый эшелон артистов Большого театра
Столовая, где питались артисты Большого театра
Распоряжение Совета народных комиссаров СССР от 10 ноября 1941 года, посвященное Большому театру
Артисты Большого театра  на разгрузке дров 

 

Проблему создания комфортных жилищных условий для артистов Большого театра решали в Кремле. По указанию Москвы куйбышевские власти в кратчайший срок передали Большому театру целый жилой дом на улице Некрасовской, 17. Коренных его жильцов разместили по другим домам. Перед заселением в доме провели ремонт и в каждую квартиру завезли кровати, матрацы, мебель. Конечно же, в этот дом поселили только самых-самых. Остальные проживали в общежитиях, а точнее, в школах. В классных комнатах, разгороженных веревками и простынями.

Местные власти организовали для артистов Большого театра питание в столовой городского сада, которая претенциозно называлась рестораном, но на самом деле была самой обычной «столовкой» с характерными признаками общепита. А еще  артистам выделили 1000 кубометров дров для отопления общежитий в школах – это было очень важное решение с учетом сорокаградусных морозов.

Поезд со всем реквизитом Большого театра разбомбили немецкие самолеты

 

Переезд Большого театра в Куйбышев был драматическим. Поезд со всем реквизитом – костюмами и декорациями - разбомбили немецкие самолеты.

«Погибли сопровождающие его рабочие сцены и заведующий постановочной частью театра Исаев, - вспоминал об этом периоде артист театра Иван  Козловский. - Декорации писались заново, но возобновлять костюмы в условиях военного времени и в очень короткие сроки было невозможно. Тогда дирижер театра Самуил Самосуд предложил единственно реальный выход из создавшегося положения: нужно ставить спектакли, в которых артисты смогут выступать в своих обычных концертных костюмах. Таким образом, первыми спектаклями театра в Куйбышеве стали "Евгений Онегин" и "Травиата". Премьеры прошли с большим успехом,  и я уверен, что зрителям даже не приходило в голову, что герои на сцене одеты "не по форме"".

Эти спектакли видел 14-летний подросток Эльдар  Рязанов. Благодаря тому, что его мама была заядлой театралкой, Эльдар достаточно регулярно посещал спектакли Большого театра.

Юный Эльдар Рязанов посещал спектакли Большого театра

 

 «Самое мое сильное впечатление,  – вспоминал позднее Эльдар Рязанов, - конечно, Большой театр, который приехал в Куйбышев в эвакуацию, который исполнял оперы в концертном исполнении. Мы записывались в пять утра в очередь, чтобы взять эти билеты. Помню, я там слышал «Евгения Онегина», «Ивана Сусанина». Рейзен пел Ивана Сусанина с орденом Ленина во фраке. Костюмы и декорации не привезли».

В  декорационном цехе Большого театра в Куйбышеве

 

В распоряжение ГАБТ была предоставлена сцена местного оперного театра, который размещался во Дворце (тогда Доме) культуры на Площади имени Куйбышева. Это была лучшая сценическая площадка в городе, открытая совсем недавно – в 1939 году. Уже 6 ноября в городе появились афиши, приглашавшие на встречу с коллективом Большого театра. А 13 ноября состоялся первый концерт, в котором выступили все ведущие солисты, балет и хор ГАБТ.

Страницы местной газеты «Волжская коммуна» свидетельствуют, что первый оперный спектакль «Травиата» Дж.Верди состоялся 11 декабря 1941 года. Затем прошли куйбышевские премьеры опер «Евгений Онегин», «Иван Сусанин» (как нельзя более отвечавший духу времени), «Севильский цирюльник», балета «Лебединое озеро». Началась подготовка к возобновлению «Черевичек», «Аиды», «Ромео и Джульетты».

В сапожном цехе Большого театра в Куйбышеве

 

Тем временем восстанавливалась постановочная часть театра - декорационный цех, сапожный цех, костюмерный.

Репетиция оперы «Севильский  цирюльник»

Все спектакли Большого проходили при аншлагах. Вот что вспоминает артистка хора Большого театра Татьяна Державина:

«Сила воздействия спектаклей была необыкновенной. Однажды в последнем действии «Ивана Сусанина», когда Максим Дормидонтович Михайлов пел предсмертную арию Сусанина, по мосткам, переброшенным из зрительного зала, на сцену поднялся военный и расстегнул кобуру, чтобы уничтожить иноземных убийц и спасти русского патриота. Хорошо, что рабочие сцены успели вовремя успокоить офицера».

Премьера оперы «Вильгельм Телль» состоялась 8 ноября 1942 года

 

Вне сомнения, центральным событием в жизни театра стала первая постановка "Вильгельма Телля" Дж. Россини. Премьера состоялась 8 ноября 1942 года в честь 25-й годовщины Октябрьской революции... Через неделю после премьеры на событие откликнулись развернутой статьёй в "Правде" В.Катаев и Д.Шостакович.

В марте 1943 года постановщики спектакля А.Мелик-Пашаев, Р.Захаров, П.Вильямс и исполнители главных партий А.Батурин, Е.Кругликова, Н.Шпиллер были удостоены Сталинской премии. Свои премии участники "Вильгельма Телля" передали в Фонд обороны на постройку боевого самолета.

Премьера балета «Алые паруса» состоялась в декабре 1942 года

 

Романтическим аккордом прозвучала в декабре 1942 года премьера балета В.Юровского "Алые паруса". В спектакле участвовали О.Лепешинская, И.Тихомирнова, В.Преображенский, А.Мессерер. В газете "Литература и искусство" появилась статья М.Долгополова, в которой автор отмечал: '"Не случайно в дни суровой войны, которую ведет наш народ с жестоким врагом, Большой театр показал своим зрителям произведение, полное жизнеутверждающей силы и нашел для его постановки интересные, яркие краски".

Так, менее чем за два года работы в Куйбышеве коллектив Большого театра не только восстановил почти весь свой московский репертуар, но и подготовил премьеры.


Труппа ГАБТ взяла шефство над окружным военным госпиталем. В декабре 1941 года в нем состоялось торжественное заседание, посвященное принятию шефства, а в заключение - большой концерт, в котором участвовали лучшие артистические силы Большого театра. В течение всей эвакуации в госпитале прошли десятки концертов, бойцы встречались с искусством Максаковой,  Скобцова, Златогоровой, Межерауп, Норцова, Леонтьевой, Большакова, Сливинского, Хромченко и многих других артистов.

Фронтовая бригада Большого театра. Выступление в госпитале

 

Из воспоминаний знаменитого тенора Соломона. Хромченко:

«Трудно описать наши выступления в Москве и Куйбышеве, когда с Петром Ивановичем Селивановым мы под аккомпанемент баяна пели в госпиталях песни советских композиторов: «Землянку» Листова, «Любимый город» Соловьева-Седова, пели, переходя из одной палаты в другую. Это были концерты без аплодисментов, потому что для аплодисментов нужны руки, а перед нами лежали безрукие, а то и безногие бойцы».

 

А еще артисты Большого театра сыграли важную роль в судьбе легендарного летчика Алексея Маресьева. Правда, тогда  его никто не знал, после падения самолета он лишился обеих ног и находился на излечении в куйбышевском эвакогоспитале.

Маресьев очень хотел вернуться на фронт, в авиацию, и поэтому, не жалея себя, осваивал протезы. Протезы были тяжелыми, неудобными, они натирали кровавые мозоли. Но Маресьев не сдавался. А тут ему подсказали: Хочешь в совершенстве овладеть протезами, научись танцевать.

Летчику повезло, он познакомился с артистами Большого театра, и они стали учить его танцам, потрясаясь мужеством и самообладанием летчика. В итоге он прошел летную комиссию и вернулся на фронт. Сбил семь вражеских самолетов, стал Героем Советского Союза. И всю жизнь был благодарен Большому театру. Который много позже, в 1960 году, поставил оперу Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

Последний спектакль в Куйбышеве состоялся 11 июля 1943 года. Это был «Евгений Онегин», лирические сцены в 3-х действиях, Дирижер В. Небольсин. В Куйбышеве спектакль прошел 60 раз, последнее представление состоялось 11 июля 1943 г. С окончанием эвакуации постановка была перенесена на московскую сцену и там показана впервые 6 ноября 1943 года. 

В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. В 2005 году, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллектив Большого театра России подарил самарским зрителям новую встречу со своим искусством. Гастрольные спектакли и концерты (балет Шостаковича «Светлый ручей», опера Мусоргского «Борис Годунов», великая Симфония Победы - Седьмая симфония Шостаковича, концерт духового оркестра и солистов оперы) прошли с триумфальным успехом.

Как отметил в своё время Генеральный директор Большого театра России Анатолий Иксанов: «Для всего коллектива Большого театра эти гастроли – еще одна возможность выразить глубокую признательность жителям Самары за то, что в тяжелейшее военное время Большой театр обрел здесь второй дом». 

 

Виталий ДОБРУСИН

Заслуженный работник культуры РОссии

 

 

30

Последние статьи

21 августа
20 августа
16 августа
15 августа
14 августа
13 августа
12 августа
09 августа

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6