Уникальная рукопись от Афанасия и Петра

Андрей Макаров прочитал лекцию о первом самарском литературном произведении
Выразительны и поэтичны иллюстрации к «Повести о Варлааме и Иоасафе» - в рукописи десятки цветных миниатюр. Создал их, как свидетельствует рукопись, «многогрешный раб Божий Петр»
Выразительны и поэтичны иллюстрации к «Повести о Варлааме и Иоасафе» - в рукописи десятки цветных миниатюр. Создал их, как свидетельствует рукопись, «многогрешный раб Божий Петр»

С любителями древностей московский историк с самарскими корнями встретился в уютном кафе White cup во дворике Музея модерна. В ходе разговора самарцы увидели на экране материалы интернет-ресурса «Книжное сокровище древней Самары». Сайт был открыт Российской национальной библиотекой в Санкт-Петербурге, где рукопись первого самарского литературного произведения и хранится.

Тайное становится явным

Эта рукопись – восьмистраничное предисловие переписчика популярной в прежние времена книги «Повесть о Варлааме и Иоасафе». В одном переплете с ней - другое известное старинное произведение – «Житие Нифонта Констанцского». С уникальным изданием самарцы имели возможность познакомиться летом этого года на выставке в художественном музее.
«Повесть о Варлааме и Иоасафе» - своеобразный средневековый роман о цели жизни христианина и о путях достижения этой цели. Произведение дошло до наших дней в нескольких версиях. Авторство приписывается преподобному Иоанну Дамаскину, хотя это остается предметом научных дискуссий. Самарская рукопись - список так называемого болгарского извода текста, появившегося на Афоне не позднее рубежа XIII–XIV веков.
Андрей Макаров зачитал на встрече начало предисловия к этой повести, написанного в Самаре ровно 390 лет назад. Трудно не согласиться с мнением историка, сказавшего: «Мне кажется, это настоящая поэзия». О месте создания этой рукописи в предисловии сказано так: «Написах же сию святую книгу… в богоспасаемом граде Самаре». Сам автор называет себя многогрешным священноиереем Афанасием. Выразительны и поэтичны иллюстрации к «Повести о Варлааме и Иоасафе» - в рукописи десятки превосходных цветных миниатюр. Создал их, как свидетельствует рукопись, «многогрешный раб Божий Петр».
Как это ни удивительно, до 2005 года в Самаре никто не знал об этом самом раннем нашем литературном тексте. А вот как узнал об этом сам Андрей Макаров: «Мне посчастливилось участвовать в издании многотомной «Православной энциклопедии». И вот, просматривая относившиеся к Самаре материалы в уже вышедших томах, в статье о преподобных Варлааме и Иоасафе я наткнулся на фразу, показавшуюся мне невероятной. В статье говорилось, что среди большого числа русских списков «Повести о Варлааме и Иоасафе» XVII–XVIII веков «выделяется рукопись 1629 года, написанная в Самаре и содержащая 223 миниатюры». При этом указывалось место хранения рукописи - Российская национальная библиотека. Сначала я подумал, что это ошибка. Ведь в Самаре о рукописи никому не было известно. Но потом оказалось, что никакой ошибки нет».
Больше того, еще в 1887 году самарская рукопись была опубликована. Несколько лет Андрей Макаров изучал обстоятельства появления этой книги, а в 2016-м издал отдельную брошюру с текстом священноиерея Афанасия и подробными комментариями к нему.

Древо Салтыковых

Самару ее раннего периода мы представляем довольно смутно. В основном по нарисованной путешественником Олеарием крепости, населенной стрельцами, членами их семей да посадскими людьми. Жителей было немного, не больше тысячи человек. Но, как выяснилось, в этот период здесь жили книжные мастера высочайшего уровня. Их появление, как предполагает исследователь, связано с именем боярина Бориса Михайловича Салтыкова, который в течение семи с половиной лет был самарским воеводой. Заинтересовавшись судьбой рода Салтыковых, Андрей Макаров выстроил его генеалогическое древо. Одна из ветвей свидетельствует о том, что Борис Салтыков был дальним родственником первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича, приходился ему четвероюродным братом.
На полях самарской рукописи имеются пометы, которые говорят о том, что некогда она принадлежала боярам Михаилу Михайловичу и Петру Михайловичу Салтыковым. В результате исследования обнаружилось, что это отец и сын, а старшим братом Михаила Михайловича был Борис Михайлович, служивший вое­водой в Самаре как раз в то время, когда здесь создавался список «Повести…». Братья Борис и Михаил Салтыковы - весьма заметные фигуры русской истории первой половины XVII века, они были участниками Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова. Однако в 1616 году Салтыковы оклеветали перед царем его первую невесту Марию Хлопову, в результате чего она была сослана, а царский брак расстроился. В 1623-м, после того, как клевета обнаружилась, царским указом братья были сосланы «по деревням с приставами». А в апреле 1626-го их назначили воеводами в поволжские крепости. Михаила — в Чебоксары, Бориса — в Самару, где они пробыли семь с половиной лет, до конца 1633 года. Борис Салтыков и был, скорее всего, заказчиком самарской рукописи. После его смерти в 1646 году имущество бездетного Бориса Михайловича наследовали его брат и племянник. К ним и могла перейти самарская рукопись. А то, что они были ее владельцами, фиксируют пометы на страницах.
Есть несколько неразгаданных пока тайн, связанных с появлением этой рукописи на заре самарской истории. О чем поведал Андрей Макаров в ходе встречи. Одна из них связана с тем, где именно создавалась рукопись. Переписчик Афанасий и художник Петр могли находиться в храме во имя Святой Троицы.
А возможно, и в стенах Спасо-Преображенского монастыря. Кстати, монастырей с таким названием в Самаре было два - мужской и женский, оба располагались в районе нынешней улицы Водников. Или вот еще тайна. Бумага высокого качества для этой книги была произведена в швейцарском городе Базеле. Каким образом она попала в Самару? И наконец: выучились ли авторы списка своему ремеслу где-то в центральных районах России и оказались в Поволжье в Смутное время? Или приехали сюда вместе с воеводой Салтыковым? Наверное, с историей этой уникальной рукописи связаны и другие тайны. Возможно, какие-то из них удастся со временем приоткрыть.

45

Последние статьи

20 августа
19 августа
16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6