Исаак Левитан и современники

Работы классика пейзажной живописи выставят в Художественном музее

29 ноября в Самарском художественном музее откроется выставка «Исаак Левитан и современники» (0+). В экспозиции представлено 22 произведения Исаака Левитана и 20 работ его современников.

Соседство Исаака Левитана с учителями (Василий Поленов и Алексей Саврасов) и друзьями (Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Игорь Грабарь) на выставке не случайно. Свои образы, темы и путь в искусстве художник нашел во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первым его учителем был Алексей Саврасов, который в самом простом, незамысловатом мотиве мог увидеть и передать поэзию русского пейзажа. Василий Поленов способствовал развитию у Левитана интереса к передаче в пейзаже света и воздуха.
Левитан известен прежде всего как автор полотен «Золотая осень», «Март», «Владимирка», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Озеро». В то же время творческое наследие художника не исчерпывается программными картинами, большая часть - это этюды, подготовительные работы, открывающие «творческую кухню».
На выставке из собрания Русского музея представлены работы Левитана, созданные в период с конца 1870-х по 1890-е годы. К самым ранним из них относятся этюды, выполненные в конце 1870-х и первой половине 1880-х годов («Черемуха», «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Весенний лес» и ряд других). Здесь еще нет глубокого переживания состояния природы, исследуя натуру, художник еще только ищет свои характерные мотивы. На выставке также представлены произведения, написанные Левитаном в Крыму («Берег моря») и во время поездки в Италию («Озеро Комо»), однако природа этих мест не вызывает в его душе  глубокого эмоционального отклика.
Посетители смогут увидеть и знаменитые этюды 1890-х годов - «Поздняя осень» (1894), «Весна. Последний снег» и другие. Художник оперирует здесь ставшими уже чисто «своими» мотивами и умеет минимумом средств добиться проникновенного лиризма. Левитану ближе переходные состояния русской природы, здесь он достигает пронзительного резонанса, когда его душевные переживания звучат в унисон с ее состоянием.
Интересен этюд «Облачное небо. Сумерки» 1893 года, написанный в период работы над одним из самых глубоких полотен «Над вечным покоем». На выставке представлен этюд «Сумерки. Луна» (1899), на основе которого написана одноименная картина.
Художник не дожил до ХХ века. Но живописцы Союза русских художников - Станислав Жуковский, Леонард Туржанский, Петр Петровичев, Сергей Виноградов - последователи творческих идей Исаака Левитана, развивая традиции «пейзажа настроения», перенесли их в ХХ век.
Выставка «Исаак Левитан и современники» является продолжением творческого сотрудничества между Государственным Русским и Самарским художественным музеями, которое началось в 2014 году. Посмотреть работы классика русской пейзажной живописи можно будет до 17 февраля 2019 года.

69

Последние статьи

17 февраля
16 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2