Шедевры ар-деко

В Самару привезли выставку работ Эрте

Вчера в Самарском областном художественном музее открылась выставка работ выдающегося художника, гения стиля ар-деко Романа Тыртова - Эрте. В экспозиции, которая будет работать в музее до 13 января, представлены графика и скульптуры художника из частной московской коллекции.

Впервые выставка произведений художника, эмигрировавшего из России в 1912 году, прошла в Эрмитаже в 2016-м. Тогда в Петербурге показали работы из собрания лондонского коллекционера и романиста Майка Эсторика. Гости Самарского художественного музея получили уникальную возможность познакомиться с работами Эрте в 2018 году. Экспозиция состоит из графики и скульптур из частной московской коллекции.
Стиль ар-деко возник во Франции в 1920-х годах, а в 1930-1940-е стал популярным во всем мире. Это направление в основном проявилось в архитектуре, моде и живописи. Ар-деко свойственна строгая закономерность, при этом пестрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).
Фаворитом в этой области стал художник Роман Тыртов (1892–1990), известный под псевдонимом Эрте. Он стал самым известным художником-иллюстратором, модельером и декоратором ХХ столетия.
Тыртов начинал во времена Русских сезонов. Эрте создавал костюмы для спектакля «Минарет», в котором блистала знаменитая танцовщица Мата Хари. Он автор костюмов для балетных номеров Анны Павловой «Гавот», «Времена года», «Дивертисмент». Его журнальная графика, можно сказать, заложила основы эстетики ар-деко. Он сотрудничал с журналами мод Harper's Bazaar, La Gazette du Bon Ton, Cosmopolitan, Dilineator, Sketch и Vogue.
В 20–30-е годы Эрте работал в Чикагской опере. Его работы оценивались высоко и пользовались огромным успехом в оперных, театральных и балетных труппах Парижа, Нью-Йорка, Монте-Карло, Чикаго. Эрте рисовал эскизы и создавал костюмы для голливудских актрис немого кино. Его образы рождались под влиянием древнегреческой и древнеегипетской мифологии, индийской миниатюры и русского классического искусства.
В конце 1960-х годов снова вспыхнул интерес к искусству ар-деко. На экраны вышли фильмы «Кабаре», «Смерть на Ниле», «Великий Гетсби», которые воскрешали память об ушедших 20-х годах. Эрте, которому уже было под 70, снова пригласили рисовать афиши в мюзик-холл «Фоли-Бержер», в котором ему уже доводилось работать с 1917 по 1930 год. Последней его работой стал бродвейский мюзикл «Звездная пыль», который он оформил, когда ему было 97 лет.

70

Последние статьи

15 декабря
13 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2