Цветы для русского воина

В Самаре прошла премьера фильма о малоизвестной странице Первой мировой

Художественно-документальная картина «Время собирать цветы» рассказывает о судьбе 2-го пехотного полка, сформированного в Самаре в январе 1916 года. Фильм снят по президентскому гранту на студии «Краеведофф» режиссером Галиной Щерба по сценарию Олега Ракшина. Премьера в Окружном Доме офицеров прошла 12 ноября, на следующий день после того, как в разных странах отметили столетие окончания Первой мировой войны.

Премьерный показ, как водится, был предварен перформансом: гостей у входа в зал встречали актеры, одетые в форму русского офицера и солдат времен Первой мировой. Позднее зрители увидели их на экране. Кстати, забегая вперед, скажем, что игровым эпизодам в фильме уделяется много внимания. Батальные сцены снимались на предоставленном для фильма полигоне, сцены из мирной жизни, до отправки полка из Самары во Францию, - на фоне исторических зданий областного центра.
Как сказал перед премьерным показом один из инициаторов создания фильма, руководитель межрегионального Фонда содействия безопасности «Каскад» Александр Еремкин, «во Франции до сих пор помнят о российских солдатах, воевавших здесь в годы Первой мировой. И этот фильм станет кирпичиком в восстановлении подлинной великой истории нашей страны».
Фильм начинается с эпизода, снятого с участием актеров: священник закрывает глаза погибшему русскому воину.
В дальнейшем игровые кадры естественным образом сочетаются с кинохроникой и комментариями историков. Кстати, среди комментаторов - и дочь выдающегося советского полководца маршала Малиновского Наталья Малиновская. Ее отец служил в том историческом экспедиционном корпусе Русской армии во Франции, воевал на Западном фронте и получил серьезное ранение. Свое мнение о тех событиях высказывает в фильме и посол Франции в России Сильви Бирманн. Из кинохроники, комментариев и игровых эпизодов сплетается трагическая история русских воинов в переломное для страны время. Кстати, в полк, как рассказывается в фильме, был строгий отбор. Попадали сюда люди статные, сильные и образованные (Любопытная деталь: находясь на обучении во французском лагере, они первым делом попросили обеспечить им доступ к русской библиотеке). Пройдя все военные испытания, одни из них остались навсегда лежать в далекой французской земле. Другие после бурных событий 1917 года остались в эмиграции. Не просто складывалась жизнь и тех, кому довелось вернуться в Россию, ставшую советской.
В картине есть атмосфера того времени: на уникальных кадрах хроники мы видим и корабли, на которых солдаты из России отправлялись в морское путешествие во Францию, и военный парад с их участием, проходивший под звуки «Марсельезы» и российского гимна, и торжественные похороны русских воинов.
Порою в фильм вплетаются лирические ноты. Например, когда в игровом эпизоде французская дама провожает взглядом строй русских солдат, уходящих на войну после обучения в лагере. Или когда бойцы читают письмо французской девочки - эти письма приходили к ним сотнями. А в том письме есть фраза: «Здравствуй, неизвестный русский солдат! Мне становится спокойно от того, что ты где-то есть, что ты защищаешь нас. Возьми на память от меня вот этот цветок».
И какое-то щемящее чувство появляется, когда в кадре возникают бесконечные ряды белых крестов на кладбище. А на крестах по-французски написаны русские имена.

21

Последние статьи

19 августа
16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2