здоровье

Страшные шипящие

Как справиться с проблемами речи у первоклашки

Логопеды утверждают, что сегодня чуть ли не больше половины детей имеют проблемы с речью. «ВК» узнала, как родителям обезопасить своего ребенка от подобных бед и к кому обращаться, если проблема все же возникла.

Развитие речевых навыков у детей - один из главных признаков формирования личности. Проблемы с речью помимо очевидных неудобств в общении могут нанести психологические травмы малышу и повлиять на его жизнь в будущем. По мнению заведующего кафедрой логопедии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета Елены Чаладзе, нарушения речи занимают лидирующую позицию среди проблем развития детей. «По различным данным, сегодня в России нарушениями речи страдают от 40 до 70% детей, включая младшие классы, - рассказывает она. - Здесь речь идет о различных проблемах: начиная от простого нарушения звукопроизношения и заканчивая самыми сложными нарушениями, в том числе нарушения письма и чтения».
Становление речи у ребенка проходит в несколько этапов и зависит от его возраста и индивидуальных особенностей. Как рассказывает Елена Чаладзе, в норме возраст от года должен сопровождаться появлением первых слов. Они, разумеется, могут звучать неумело и невнятно, но эти слова уже должны иметь некую предметную соотнесенность, не быть пустыми невнятными слогами. Следующая ключевая возрастная отметка - два года. Тут появляется фразовая речь. В три малыш должен уже овладеть основной системой родного языка, то есть уметь достаточно понятно о чем-то рассказать окружающим без какого-либо дополнительного «перевода». В пять-шесть лет ребенок уже свободно использует родной язык.
Если же проблемы с речью начались только в школе, то, скорее всего, они связаны с психологическими особенностями ребенка или же дает о себе знать не исправленные ранее проблемы устной речи. «Если у ребенка ранее была задержка развития речи и он не получал комплексного лечения, то в школьном возрасте у него могут быть проблемы с пересказом прочитанного материала, написанием сочинений, - рассказывают в самарском детском отделении неврологии и рефлексотерапии «Реацентр». - Как правило, страдают все устные предметы, которые требуют пересказа прочитанного в учебнике материала».
«Основа проблем с речью - чаще всего неврологическая симптоматика, - рассказывает медицинский психолог Дмитрий Борисов. - Врачи называют это минимальной мозговой дисфункцией. Дальше уже ребенок при коммуникации с окружающими начинает фиксироваться на проблемах речи, на заминках, на заикании. Его не понимают, не дослушивают и тогда проблема переходит в психологическую плоскость».
Чтобы максимально оградить ребенка от проблем с речью, стоит больше с ним общаться. При этом разговаривать на интересные ему темы, например, о мультфильмах или играх. «Важным компонентом для нормального речевого развития является мотивация к деятельности вообще, в том числе к речевой», - дополняет Елена Чаладзе. Иными словами, нужно дожидаться, когда ребенок сам объяснит, что ему нужно, а не преподносить все на блюдечке, предугадывая его желания.
Если же вы уже столкнулись с речевыми проблемами у ребенка, имеет смысл обратиться к логопеду и к неврологу. На бесплатной основе детям оказываются услуги в Логопедическом отделении №4 Речевого центра на Волжском проспекте, 43. Здесь в основном занимаются проблемами заикания. Для лечения используется методика Андроновой, подразумевающая работу по нескольким направлениям. Больные учатся устранять речевые судороги с помощью синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, формировать рефлекс спокойствия и автоматизировать новые навыки.
Также различные методики для улучшения психического и речевого развития детей сегодня применяются в самарском «Реацентре». К примеру, микротоковая рефлексотерапия улучшает работу речевых зон головного мозга. Кроме занятий с логопедом и дефектологом здесь также предлагают логопедический массаж, занятия с аудиотренажером, ноотропы (лекарственные средства, способствующие питанию клеток головного мозга). Какие из этих процедур подойдут ребенку - определяет детский невролог после консультации.

Елена Чаладзе,  заведующая кафедрой логопедии факультета психологии и специального образования СГСПУ:
- Несмотря на возраст малыша и его речевые возможности, общаться с ним нужно, как со взрослым человеком. Не стоит искусственно подстраиваться под его речь. Говорить надо короткими, четкими и правильно звучащими фразами. Также важно уделять ему достаточно внимания, но не нужно его подавлять, проявлять к нему пресловутую гиперопеку.

32

Последние статьи

25 июня
24 июня
22 июня
21 июня
18 июня
17 июня
14 июня
11 июня
05 июня
03 июня
30 мая

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2