музыка

Файн пригласил друзей

На свой юбилейный концерт в филармонию
В первом отделении Григорий Файн сыграл с симфоническим оркестром под управлением Михаила Щербакова
В первом отделении Григорий Файн сыграл с симфоническим оркестром под управлением Михаила Щербакова

В среду в Самарской филармонии состоялся большой концерт, посвященный 60-летию Григория Файна. Все было точно так, как и в авторской программе юбиляра «Файн приглашает друзей».

На этот раз друзья собрались не только на сцене, но и в зале, где можно было увидеть композитора Марка Левянта, профессора Владимира Ощепкова, руководителя муниципального духового оркестра Марка Когана, многих музыкантов, давно знающих юбиляра.
Григорий Файн не нуждается в особом представлении, его как джазового пианиста и композитора хорошо знают в России и мире, а уж в Самаре, где он живет с 19 лет, тем более.
Григорий Файн начал первое отделение очень просто – с музыки. Ему аккомпанировал симфонический оркестр под управлением Михаила Щербакова. В таком же составе они выступали в Московском зале имени Чайковского. На этот раз Файн пригласил в компаньоны еще и трех джазовых музыкантов: Константина Горшкова (тенор-саксофон), Николая Мачкасова (контрабас) и Игоря Игнатова (ударные). Звучали знакомые мелодии Вильямса, Антонио Жобима и, разумеется, Гершвина. Его «Леди, будьте добрей!» многим напомнило оркестр Олега Лундстрема с вокалистом Николаем Щукиным, в котором Файн тоже работал некоторое время.

 

Особый успех выпал на долю барабанщика Игоря Игнатова в двух финальных инструментальных пьесах, одной из которых был легендарный «Караван»

 


А концерт, между тем, продолжался. Цветы на сцене появились уже после второй композиции, и число букетов возрастало с каждой импровизацией. Были исполнены и сочинения юбиляра: очень красивая мелодия «I love you», «Танго на бис» и в память об отце – «Пойми».
Американец Норман Гранц, затевая свой, можно сказать, революционный проект «Джаз в филармонии», шел на риск: надо было приучить публику слушать джаз в больших залах без пива и чипсов, воспринимать музыку в чистом виде, без привычного гарнира. Америка и Европа давно привыкли к филармоническому джазу, а в этот вечер и самарская публика слушала джаз внимательно, эмоционально, горячо отзываясь на каждую композицию. Зал замирал и взрывался аплодисментами, тяжелые мужские ботинки инстинктивно отбивали ритм, души оттаивали и трепетали, музыкантов не отпускали со сцены... И все забыли на время про кризис в стране, мрачную осень, холод в квартирах и туманные перспективы. Таково свойство джаза, когда его играют настоящие музыканты. Увлеченно и темпераментно дирижировал Михаил Щербаков, забыв на этот раз про свою любимую палочку. Перед антрактом музыканты сыграли тропически-знойную «Санни» из репертуара «Бони-М» и ушли на отдых.
Второе отделение концерта началось с того, с чего, наверное, должно было бы начаться первое, - с поздравлений и теплых слов в адрес юбиляра. С ними на сцену вышел председатель Самарского отделения Союза композиторов России Марк Левянт. В ответном слове Григорий Файн вспомнил вехи своей творческой биографии, пообещав при этом активнее заниматься композиторской деятельностью, а затем опять сел за рояль. Зал филармонии вновь заполнился звуками джаза. Самарско-московский квартет – Файн, Горшков, Мачкасов, Игнатов - исполнил мелодии кумира юбиляра, выдающегося канадского пианиста Оскара Питерсона, другие известные джазовые стандарты, включая бессмертную «Mack The Knife» Курта Вейля. Пианист сыграл соло попурри из мелодий Джорджа Гершвина.
А затем на сцену вышла Ольга Олейникова. Впервые приобщившись к джазу в Самаре, работая с новокуйбышевским биг-бэндом «Мираж», певица уже несколько лет прочно утвердилась в Москве, где регулярно выступает в престижных джаз-клубах с ведущими российскими и зарубежными музыкантами. Богатый репертуарный багаж и широкий диапазон голоса позволили ей продемонстрировать свой талант в самых разных красках. Звучали и раздумчивые баллады, и ритмичный «Савой», и темпераментная  эллингтоновская  композиция «Это ничего не значит без свинга». Разнообразие интонаций, мастерское владение «скэтом» (слоговой вокальной импровизацией) обеспечили Ольге горячий прием зала.
Григорий Файн еще раз подтвердил свое место в первых рядах отечественных джазовых исполнителей. Да и все музыканты квартета на концерте также имели возможность продемонстрировать свое индивидуальное мастерство в сольных вставках. Особый успех выпал на долю барабанщика Игоря Игнатова в двух финальных инструментальных пьесах, одной из которых был легендарный «Караван». Как же без него? Какая свадьба без баяна, какой же джаз без «Каравана»?!
Юбилейный вечер завершился джем-сейшеном в арт-клубе «Бумажная луна», где принято играть до первых петухов.


 

Последние статьи

13 декабря
12 декабря
11 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1