музыка

Файн пригласил друзей

На свой юбилейный концерт в филармонию
В первом отделении Григорий Файн сыграл с симфоническим оркестром под управлением Михаила Щербакова
В первом отделении Григорий Файн сыграл с симфоническим оркестром под управлением Михаила Щербакова

В среду в Самарской филармонии состоялся большой концерт, посвященный 60-летию Григория Файна. Все было точно так, как и в авторской программе юбиляра «Файн приглашает друзей».

На этот раз друзья собрались не только на сцене, но и в зале, где можно было увидеть композитора Марка Левянта, профессора Владимира Ощепкова, руководителя муниципального духового оркестра Марка Когана, многих музыкантов, давно знающих юбиляра.
Григорий Файн не нуждается в особом представлении, его как джазового пианиста и композитора хорошо знают в России и мире, а уж в Самаре, где он живет с 19 лет, тем более.
Григорий Файн начал первое отделение очень просто – с музыки. Ему аккомпанировал симфонический оркестр под управлением Михаила Щербакова. В таком же составе они выступали в Московском зале имени Чайковского. На этот раз Файн пригласил в компаньоны еще и трех джазовых музыкантов: Константина Горшкова (тенор-саксофон), Николая Мачкасова (контрабас) и Игоря Игнатова (ударные). Звучали знакомые мелодии Вильямса, Антонио Жобима и, разумеется, Гершвина. Его «Леди, будьте добрей!» многим напомнило оркестр Олега Лундстрема с вокалистом Николаем Щукиным, в котором Файн тоже работал некоторое время.

 

Особый успех выпал на долю барабанщика Игоря Игнатова в двух финальных инструментальных пьесах, одной из которых был легендарный «Караван»

 


А концерт, между тем, продолжался. Цветы на сцене появились уже после второй композиции, и число букетов возрастало с каждой импровизацией. Были исполнены и сочинения юбиляра: очень красивая мелодия «I love you», «Танго на бис» и в память об отце – «Пойми».
Американец Норман Гранц, затевая свой, можно сказать, революционный проект «Джаз в филармонии», шел на риск: надо было приучить публику слушать джаз в больших залах без пива и чипсов, воспринимать музыку в чистом виде, без привычного гарнира. Америка и Европа давно привыкли к филармоническому джазу, а в этот вечер и самарская публика слушала джаз внимательно, эмоционально, горячо отзываясь на каждую композицию. Зал замирал и взрывался аплодисментами, тяжелые мужские ботинки инстинктивно отбивали ритм, души оттаивали и трепетали, музыкантов не отпускали со сцены... И все забыли на время про кризис в стране, мрачную осень, холод в квартирах и туманные перспективы. Таково свойство джаза, когда его играют настоящие музыканты. Увлеченно и темпераментно дирижировал Михаил Щербаков, забыв на этот раз про свою любимую палочку. Перед антрактом музыканты сыграли тропически-знойную «Санни» из репертуара «Бони-М» и ушли на отдых.
Второе отделение концерта началось с того, с чего, наверное, должно было бы начаться первое, - с поздравлений и теплых слов в адрес юбиляра. С ними на сцену вышел председатель Самарского отделения Союза композиторов России Марк Левянт. В ответном слове Григорий Файн вспомнил вехи своей творческой биографии, пообещав при этом активнее заниматься композиторской деятельностью, а затем опять сел за рояль. Зал филармонии вновь заполнился звуками джаза. Самарско-московский квартет – Файн, Горшков, Мачкасов, Игнатов - исполнил мелодии кумира юбиляра, выдающегося канадского пианиста Оскара Питерсона, другие известные джазовые стандарты, включая бессмертную «Mack The Knife» Курта Вейля. Пианист сыграл соло попурри из мелодий Джорджа Гершвина.
А затем на сцену вышла Ольга Олейникова. Впервые приобщившись к джазу в Самаре, работая с новокуйбышевским биг-бэндом «Мираж», певица уже несколько лет прочно утвердилась в Москве, где регулярно выступает в престижных джаз-клубах с ведущими российскими и зарубежными музыкантами. Богатый репертуарный багаж и широкий диапазон голоса позволили ей продемонстрировать свой талант в самых разных красках. Звучали и раздумчивые баллады, и ритмичный «Савой», и темпераментная  эллингтоновская  композиция «Это ничего не значит без свинга». Разнообразие интонаций, мастерское владение «скэтом» (слоговой вокальной импровизацией) обеспечили Ольге горячий прием зала.
Григорий Файн еще раз подтвердил свое место в первых рядах отечественных джазовых исполнителей. Да и все музыканты квартета на концерте также имели возможность продемонстрировать свое индивидуальное мастерство в сольных вставках. Особый успех выпал на долю барабанщика Игоря Игнатова в двух финальных инструментальных пьесах, одной из которых был легендарный «Караван». Как же без него? Какая свадьба без баяна, какой же джаз без «Каравана»?!
Юбилейный вечер завершился джем-сейшеном в арт-клубе «Бумажная луна», где принято играть до первых петухов.


 

Последние статьи

19 июня
18 июня
17 июня
14 июня
13 июня

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1