Куйбышев в годы войны: из истории оперного театра

Парад Памяти, ставший в последние годы традиционным в Самаре, предоставляет возможность вспомнить о подвиге нашего народа и вновь поразиться небывалому расцвету культурной жизни в тяжелые годы войны. На четыре военных года Куйбышев превратился в тыловую столицу. Интенсивная деятельность эвакуированного сюда Большого театра СССР, а также музыкантов из разных городов страны позволили городу стать на время и музыкальным центром Поволжья

Как пребывание Большого театра повлияло на жизнь нашего театра? В чем видится вклад юного, тогда еще только отметившего первое десятилетие Куйбышевского театра в сохранение и развитие музыкальной жизни города?

И спустя многие годы восхищают размах и энтузиазм, с которым велась творческая работа молодого театрального коллектива в суровые годы войны. Несмотря на то, что запланированные летние гастроли 1941 года не состоялись, а постановочное имущество - декорации и костюмы - потерялись в переездах и всеобщей неразберихе, сезон открылся уже 9 августа. В репертуаре было заявлено 20 опер и пять балетов.

Однако конкурировать со столичным гигантом периферийному театру оказалось не под силу. Оперную сцену пришлось уступить москвичам. Местный театр оперы и балета был объединен с городским театром музыкальной комедии в единый творческий коллектив и стал специализироваться в основном на спектаклях легкого жанра. Артисты работали без отпусков и выходных дней. Спектакли давали на сцене филармонии, в городах и селах области. К сложностям организационного плана добавлялись технические трудности. Музыканты и певцы выступали в госпиталях и призывных пунктах; создавали фронтовые бригады.

В связи с приездом в город ряда разнообразных учреждений и предприятий из крупнейших городов страны, требования к качеству спектаклей значительно возросли. Необходимо было готовить новый репертуар и показывать его в хорошем исполнении, на высоком художественном уровне. Перед Куйбышевским театром была поставлена четко сформулированная задача создания оригинальной, новаторской современной оперетты, которая бы поднялась до уровня большого советского искусства.
Уже в 1941 году был создан патриотический спектакль «Чапаевские дни», музыка и текст которого созданы были в театре. Эта музыкальная комедия пользовалась успехом у публики ничуть не меньше чем популярные в то время «Свадьба в Малиновке» и «На берегу Амура».

Наиболее ярким событием военных лет в куйбышевском театре стала постановка музыкальной комедии «Табачный капитан». Либретто было написано известным литератором Н. Адуевым, работавшим в то время в Куйбышеве, а музыка – композитором и дирижером А. Эйхенвальдом. Премьера состоялась 7 ноября 1942 года; эта дата стала одной из важных вех в истории театра.
Спектакль воплотил в себе лучшие творческие стремления театра. Его сюжет перекликался с современной историей, звучал патриотично, поднимал злободневные вопросы о долге перед родиной, подлинных русских людях, отношении к национальным меньшинствам. В постановке были задействованы не только все силы куйбышевского театра, но и привлеченные специалисты из Большого театра. Художником стал П.В. Вильямс, выполнивший декорации в свойственном ему помпезно-декоративном стиле; дирижером спектакля был Л.П. Штейнберг. Их участие в работе над спектаклем повысило музыкальный и вокальный уровень исполнения, еще более «подтянуло» всех творческих работников театра. Особенно заметно проявили себя в этом спектакле исполнители главных партий солисты Т. Демидов (Ахмет) и А. Глуздовский (Петр I).

Во время войны ежегодно Куйбышевский театр готовил четыре-пять премьер. Не все они были равноценны по художественному уровню, но и оценивать их исключительно с этой точки зрения неверно. Каждый новый спектакль, каждая концертная программа на фронте или в тылу становилась тогда «вызовом врагу», являлась актом сопротивления и отрицания войны.

Принципиально важным оказалось решение театра включить в репертуар спектакль, рассчитанный на детскую аудиторию. Так, в 1942 году маленькие зрители увидели спектакль «Маленький Мук» - положивший начало отдельной репертуарной линии, бережно сохраняемой театром до сих пор.

После отъезда Большого театра в Москву во второй половине 1943 года Куйбышевский театр возвращается к постановкам русской и зарубежной оперной классики. В его репертуаре появляются обновленные «Снегурочка», «Царская невеста», «Риголетто»… Так обогащенный трагическим опытом военных лет, театр на новом витке истории обращается к музыкально-театральным шедеврам.

Яркий расцвет музыкальной культуры военного Куйбышева повлиял на все дальнейшее ее развитие. Незабываемо величайшее событие в истории Куйбышевского театра – первое исполнение в его стенах Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, памятны спектакли Большого театра и голоса прекрасных солистов, звучащие на этой сцене. Деятельность Куйбышевского театра в военные годы внесла свою, значительную лепту в сохранение и развитие музыкальной жизни города, а каждая его постановка приближала Победу.

Кандидат искусствоведения, доцент СГИК Анна Лазанчина

 

53

Последние статьи

11 декабря
10 декабря
09 декабря
06 декабря
05 декабря
02 декабря
29 ноября

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2