Культовые наряды известных актрис

В Самаре выставили самые красивые платья советских кинодив
Каждый зал - своя эпоха. Самые большой - для демонстрации нарядов 50-х и 60-х годов. Можно проследить всю историю развития светского костюма ХХ века от нарядов времен Веры Холодной до концертного костюма Аллы Пугачевой
Каждый зал - своя эпоха. Самые большой - для демонстрации нарядов 50-х и 60-х годов. Можно проследить всю историю развития светского костюма ХХ века от нарядов времен Веры Холодной до концертного костюма Аллы Пугачевой

Александр Васильев открыл в Музее модерна свою новую выставку. На этот раз она посвящена костюму кинодив двадцатого века. Выставка уже давно путешествует по России и была специально дополнена и актуализирована автором для Самары. Здесь можно увидеть красное коктейльное платье Клары Лучко, личный подарок Коко Шанель для Майи Плисецкой и золотые туфли Надежды Румянцевой.

Дефицит и иностранное платье

«Мода и кино» - название выставки в Музее модерна. Она подобрана из масштабной коллекции историка моды Александра Васильева. Для Самары маэстро специально изменил экспозицию, расставив акценты на эстетике модерна и связи с городом. Поэтому среди самых ярких и грациозных нарядов российских и советских див ХХ века оказалось скромное желтое платье. «Желтое платье принадлежало самарской оперной диве сталинской эпохи Татьяне Лавровой, - рассказал на открытии выставки Александр Васильев. - Она пела ведущие партии в Малом оперном театре в Ленинграде. В этом платье она была на премьере «Войны и мира» Прокофьева в постановке Бориса Покровского в Большом театре. Костюм создан в 1955 году по эскизу художника Владимира Дмитриева. Дива родилась в Самаре в 1911 году. Сейчас ее здесь все забыли. Но это единственная самарская звезда, которая в ту эпоху добилась столь высокого статуса. Интерес этого платья в том, что оно перешито из костюма эпохи модерна. В Советском Союзе был дефицит ткани и отделок, и очень многие перешивали старинные платья на более актуальные».

Платье в стиле диско Людмилы Касаткиной, вечерний ансамбль Натальи Фатеевой, платье в стиле диско Валентины Талызиной

Все залы второго этажа Музея модерна отданы под новую выставку. Каждый зал - своя эпоха. Самый большой - для демонстрации нарядов 50-х и 60-х годов. Можно проследить всю историю развития светского костюма ХХ века, от нарядов времен Веры Холодной до концертного костюма Аллы Пугачевой.
Александр Васильев рассказал о черном платье Юлии Борисовой, звезды 60-х годов. Она тоже перешила его из старинного платья эпохи модерна. Вышивка на его тюле спорота с более ценного, но устаревшего к тому времени костюма. Юлия Борисова до сих пор выступает на сцене театра им. Вахтангова, ей более 90 лет. Рядом демонстрируется платье Тамары Семиной, у него совсем иная судьба. «Голубое платье актрисы Тамары Семиной было приобретено в Японии для фестиваля. Каждая актриса хотела выглядеть лучше другой и пыталась приобрести иностранное платье. Это было очень трудно, но некоторым везло», - рассказал Александр Васильев.
В этом же зале можно увидеть платье в стиле new look Аллы Парфаньяк, известной по роли в культовом фильме «Небесный тихоход». Рядом с ним костюм Майи Плисецкой, подаренный ей лично Коко Шанель.

Диско и золотые туфли

Наряды актрис 70-х годов

На выставке демонстрируется наряд Людмилы Целиковской, в котором она представляла в 1955 году картину «Попрыгунья» на Венецианском кинофестивале. В большом зале сразу бросается в глаза красное коктейльное платье Клары Лучко. Удивляет золотое платье в стиле диско из гардероба Людмилы Касаткиной.
В зале 70-х костюмы Лидии Федосеевой-Шукшиной, Лидии Смирновой, Виктории Лепко, Светланы Светличной, Надежды Румянцевой, Нонны Терентьевой и других культовых актрис своего времени.
На выставке много сценических костюмов. Например, наряд Алисы Фрейндлих из моноспектакля «Гори, гори, моя звезда…» или платье Анастасии Вертинской для спектакля «Дядя Ваня» в постановке Олега Ефремова.
Наталья Селезнева, Любовь Полищук, Татьяна Лаврова, Людмила Гурченко, Наталья Гундарева - эти имена встречаются рядом с самыми красивыми платьями в экспозиции.
«Кино - это очень большая часть культуры нашей страны, - комментировал свою выставку Александр Васильев. - И на протяжении уже ста лет мы живем в цепких лапах его обаяния. Многие актрисы кино стали иконами стиля. Им подражали миллионы женщин, копируя прическу, макияж, фасоны платьев, фразы. Это говорит о том, что актрисы прожили свою жизнь не зря. Они проложили эстетические пути к идеалу внешнего вида».
Большинство нарядов на выставке уникальны, они предоставлены Александру Васильеву напрямую из гардеробов российских и советских актрис. Есть несколько платьев, которые являются копиями, и это отдельно указывается на стенде. Например, красно-черный балахон Аллы Пугачевой. По словам Александра Васильева, реплика платья появилась из-за того, что примадонна настолько сильно его износила, что потребовалось делать копию, так как первоначальный вариант нельзя было выставлять.
На выставке показаны не только платья, но и аксессуары. «В витрине немало аксессуаров той поры - туфли, сумочки, открытки, макияж. Например, эти золотые и серебряные туфли принадлежали актрисе Надежде Румянцевой, звезде фильма «Девчата». В 70-е годы она с мужем-дипломатом жила в Малайзии и Египте и могла покупать импортные вещи, в отличие от других звезд, которые не имели к этому доступа. Поэтому ее вещи часто были блестящими, - рассказал Александр Васильев. - Актриса говорила, что она может не только блистать, но и блестеть. Это было символом ее жизни».
Выставка «Кино и мода» в Музее модерна продлится до конца января. По ней можно пройтись со специальным аудиогидом, записанным лично Александром Васильевым.

Авторская реплика платья-балахона из гардероба Аллы Пугачевой
110

Последние статьи

25 июня
24 июня
22 июня
20 июня
19 июня
18 июня

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4