«Радуга» от Самары к Токио

Театры кукол со всего мира представили свои работы

В Самаре с 15 по 20 сентября проходил седьмой Международный фестиваль национальных театров кукол «Радуга». В этот раз его география расширилась и захватила не только европейские театры, но и представила гостей из экзотической Индии и загадочной Японии.

Своей целью фестиваль считает знакомство зрителей с различными национальными культурами и традициями. Шаманские танцы, восхваления Вишну, аскетичный бунраку, смешной Пушкин и христианские ценности - на этом фестивале было все.

Одним из последних спектаклей, закрывающих программу этого года, стал Kurosolo III «Hatenashi» японского театра Genre: Gray. В абсолютно черном пространстве сцены два персонажа - актер-кукловод и марионетка-бунраку. Сама форма кукольного театра бунраку подсказала режиссеру сюжет перформанса: кукловод связан по рукам и ногам с большой марионеткой, так он управляет ею. В традиционной форме бунраку куклу ведут три человека. Поэтому было удивительно, как один кукловод Мияко Куротани - маленькая хрупкая женщина, справлялась с марионеткой, выполненной в две трети от ее роста. Kurosolo III «Hatenashi» - история о том, как кукла и кукловод меняются местами. Все это выражено в сложном хореографическом рисунке при лаконичной сценографии под тревожный музыкальный аккомпанемент.

С этой же формой бунраку, только в более классической ее вариации, на фестивале выступил Каткатский траст кукольных искусств из Индии. Они привезли адаптацию мифического сюжета «О Раме» - о его борьбе с демонами и любви к Сите. Рама - седьмое воплощение одного из главных индийский божеств Вишну. Для повествования режиссер использовал различные приемы - проекцию, театр теней, бунраку. Главной марионеткой на сцене управляло сразу три кукольника.

О христианских ценностях на фестивале поведал Вологодский областной театр кукол «Теремок». В Самару театр привез спектакль «Повесть о Дионисии - иконнике», где рассказывается выдуманная история о судьбе художника Дионисия, украсившего фресками Ферапонтов монастырь в маленькой деревне под Вологдой. О реальной жизни Дионисия известно совсем мало, но его имя овеяно легендами. Эти легенды и легли в основу спектакля режиссера Олега Жюгжды.

Особенностью фестиваля является акцент на национальных традициях. В программе собраны примеры спектаклей, хранящих и передающих культурный код своего народа. Например, театр «Северная сцена» из Нового Уренгоя, чей спектакль «Умка» открывал фестиваль в этом году, в своем перформансе активно использовал образы северных шаманов. Танцы в сложных, даже немного пугающих, костюмах с закрытыми лицами под ритмичные удары больших бубнов, деревянные игрушки - все это создавало особенную атмосферу.

Болгарский «Театр Аладдина» в лице режиссера и кукловода Димитара Тодорова представил пересказ знаменитой сказки Пушкина на своем языке. История «Рыбак и золотая рыбка» разворачивалась в прямом смысле на страницах книги. Большой макет красочной книги стал сценографическим решением, где каждая перевернутая страница - новая сцена спектакля.

Хозяева фестиваля - Самарский театр кукол - показали спектакль Светланы Дорожко «Честное имя барона Мюнхгаузена». История о бароне, пытающемся восстановить свое честное имя и поймать писателя-фантазера, уже хорошо знакома самарской публике. Ее премьера состоялась год назад.

В этом году в программе фестиваля также приняли участие театры из Донецка, Казани, Гомеля, Грозного, Набережных Челнов. Всего было показано 11 спектаклей. Фестиваль шел на трех площадках - в Самарском театре кукол, в СамАрте, на малой сцене Театра оперы и балета. Восьмой международный фестиваль национальных театров кукол «Радуга» пройдет уже в 2020 году. Организаторы уже говорят о сюрпризах, и о том, что география участников станет еще шире.

35

Последние статьи

15 июля
12 июля
11 июля
10 июля
09 июля
08 июля
07 июля
05 июля
04 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30