«Радуга» от Самары к Токио

Театры кукол со всего мира представили свои работы

В Самаре с 15 по 20 сентября проходил седьмой Международный фестиваль национальных театров кукол «Радуга». В этот раз его география расширилась и захватила не только европейские театры, но и представила гостей из экзотической Индии и загадочной Японии.

Своей целью фестиваль считает знакомство зрителей с различными национальными культурами и традициями. Шаманские танцы, восхваления Вишну, аскетичный бунраку, смешной Пушкин и христианские ценности - на этом фестивале было все.

Одним из последних спектаклей, закрывающих программу этого года, стал Kurosolo III «Hatenashi» японского театра Genre: Gray. В абсолютно черном пространстве сцены два персонажа - актер-кукловод и марионетка-бунраку. Сама форма кукольного театра бунраку подсказала режиссеру сюжет перформанса: кукловод связан по рукам и ногам с большой марионеткой, так он управляет ею. В традиционной форме бунраку куклу ведут три человека. Поэтому было удивительно, как один кукловод Мияко Куротани - маленькая хрупкая женщина, справлялась с марионеткой, выполненной в две трети от ее роста. Kurosolo III «Hatenashi» - история о том, как кукла и кукловод меняются местами. Все это выражено в сложном хореографическом рисунке при лаконичной сценографии под тревожный музыкальный аккомпанемент.

С этой же формой бунраку, только в более классической ее вариации, на фестивале выступил Каткатский траст кукольных искусств из Индии. Они привезли адаптацию мифического сюжета «О Раме» - о его борьбе с демонами и любви к Сите. Рама - седьмое воплощение одного из главных индийский божеств Вишну. Для повествования режиссер использовал различные приемы - проекцию, театр теней, бунраку. Главной марионеткой на сцене управляло сразу три кукольника.

О христианских ценностях на фестивале поведал Вологодский областной театр кукол «Теремок». В Самару театр привез спектакль «Повесть о Дионисии - иконнике», где рассказывается выдуманная история о судьбе художника Дионисия, украсившего фресками Ферапонтов монастырь в маленькой деревне под Вологдой. О реальной жизни Дионисия известно совсем мало, но его имя овеяно легендами. Эти легенды и легли в основу спектакля режиссера Олега Жюгжды.

Особенностью фестиваля является акцент на национальных традициях. В программе собраны примеры спектаклей, хранящих и передающих культурный код своего народа. Например, театр «Северная сцена» из Нового Уренгоя, чей спектакль «Умка» открывал фестиваль в этом году, в своем перформансе активно использовал образы северных шаманов. Танцы в сложных, даже немного пугающих, костюмах с закрытыми лицами под ритмичные удары больших бубнов, деревянные игрушки - все это создавало особенную атмосферу.

Болгарский «Театр Аладдина» в лице режиссера и кукловода Димитара Тодорова представил пересказ знаменитой сказки Пушкина на своем языке. История «Рыбак и золотая рыбка» разворачивалась в прямом смысле на страницах книги. Большой макет красочной книги стал сценографическим решением, где каждая перевернутая страница - новая сцена спектакля.

Хозяева фестиваля - Самарский театр кукол - показали спектакль Светланы Дорожко «Честное имя барона Мюнхгаузена». История о бароне, пытающемся восстановить свое честное имя и поймать писателя-фантазера, уже хорошо знакома самарской публике. Ее премьера состоялась год назад.

В этом году в программе фестиваля также приняли участие театры из Донецка, Казани, Гомеля, Грозного, Набережных Челнов. Всего было показано 11 спектаклей. Фестиваль шел на трех площадках - в Самарском театре кукол, в СамАрте, на малой сцене Театра оперы и балета. Восьмой международный фестиваль национальных театров кукол «Радуга» пройдет уже в 2020 году. Организаторы уже говорят о сюрпризах, и о том, что география участников станет еще шире.

35

Последние статьи

16 мая
14 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30