Как на другой планете

Во вторник в Красноярском районе цветами и хлебом-солью встречали участников перелета через Северный Ледовитый океан. На самолетах-амфибиях они преодолели более 20 тысяч километров над полярными территориями.
41 день длилась уникальная арктическая экспедиция на самолетах-амфибиях
41 день длилась уникальная арктическая экспедиция на самолетах-амфибиях

Уникальная экспедиция была организована группой летчиков-космонавтов (один из них - уроженец Самарской области Олег Атьков) и представителями предприятия по изготовлению самолетов малой авиации НПО «АэроВолга», расположенного в Красноярском районе.

Первые в стране

Арктическая авиационная экспедиция стартовала 3 июля со взлетного поля аэропорта в селе Красный Яр, принадлежащего НПО «АэроВолга».

Маршрут экспедиции прошел через девять стран, включая Россию. Всего самолеты преодолели путь длиной более 20 тысяч километров над полярными территориями. Такой перелет на отечественных самолетах-амфибиях прошел впервые в истории российской авиации. Самолеты летели на высоте до трех тысяч метров со скоростью около 200 км в час.

В составе экспедиции было семь человек - шестеро россиян и один француз. Руководитель экспедиции - летчик-космонавт, Герой России Валерий Токарев, научный руководитель – летчик-космонавт Олег Атьков.

В перелете были задействованы уникальные самолеты-амфибии российского производства - два LA-8 и один «Борей». Все самолеты – производства НПО «АэроВолга».

Маршрут перелета пролегал через города Урай, Сургут, Норильск, Тикси, вдоль берега Северного Ледовитого океана до мыса Шмидта и бухты Провидения, затем через Аляску, Канаду, Гренландию, Исландию, Норвегию, Швецию, Финляндию, после чего экспедиция через Великий Новгород, Ярославль и Чебоксары вернулась в Самарскую область. По пути участники совершили около 50 остановок и посадок. Экспедиция продлилась 41 день.

Основной целью экспедиции было провести различные климатические и медико-биологические исследования, прозондировать землю с малых высот и разработать будущие маршруты авиационного туризма по российскому Северу.

Эксперименты путешественники ставили на самих себе. В условиях экспедиции участники оказывались в искусственной среде, связанной с наступлением полярного дня. Солнце практически не заходило - это стало одним из факторов, сбивающих биоритмы человека. На состояние путешественников влиял и широкий диапазон температуры окружающей среды - от минус 20 до плюс 20 градусов. Мобильная аппаратура на телах участников экспедиции фиксировала электрокардиограммы и отправляла данные в медицинский штаб в Москву.

«Нам нужно было получить сведения о том, насколько люди различного возраста, не аборигены, способны перенести незаходящее солнце, смену циркадных ритмов и довольно напряженный ритм работы, - рассказал Олег Атьков. - Нашей работой мы смогли доказать, что при наличии мотивации можно свернуть горы, даже те, которые перед нами поставила Арктика».

Искупались в Северном Ледовитом

На аэродроме участников экспедиции, по русской традиции, встречали караваем.

«Север - место суровое, - делится руководитель экспедиции - летчик-космонавт, Герой России Валерий Токарев. - Было достаточно много моментов, когда приходилось принимать ответственные и сложные решения. Нельзя было задерживаться, потому что хорошей погоды в тех краях не дождешься. Но все прошло успешно, все живы-здоровы. Ни одного случая отказа авиационной техники не было. Люди везде встречали тепло. На Аляске, например, шериф вместе с нами жарил лосося, нам помогали с дровами. А вот власти в некоторых странах были настроены настороженно, особенно в США и Канаде. Но мы со всеми службами находили контакт».

Членам экипажа приходилось ночевать в экстремальных условиях.

«У нас были палатки, спальники, теплая одежда, - говорит Валерий Токарев. - В маленьких аэропортах спали на скамейках. Купались в Северном Ледовитом океане. Плюс восемь - нормальная температура для русского человека».

По словам пилота гидроавиации француза Лоика Блеза, одной из целей его участия в экспедиции было доказать, что можно преодолеть все.

«Самое яркое впечатление - когда мы вылетели из Сургута в Норильск, солнце вставало в полночь, причем не на востоке, а на севере, - рассказывает Лоик. - Это очень красиво! Вообще, когда ты путешествуешь вокруг Арктики – это как путешествие на другую планету. Удивительные пейзажи, удивительные люди».

Были во время перелета и сложные моменты, признался француз: «Иногда мы находились очень далеко от цивилизации и вообще от людей. И понимали: если вдруг что серьезное случится, помощи придется ждать очень долго. Еще было тяжело пересекать Берингов пролив на самолете «Борей», потому что погода испортилась. «Борей» - небольшой одномоторный самолет. Он надежный, но все равно имели место некоторые опасения. Мы все знали, что перелет сложный. Иногда это было пугающе, иногда завораживающе».

Сразу по прилете участники экспедиции прошли медицинские тесты - обследовали состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обменных процессов и ряд других параметров. Как рассказали медики, нужно выяснить, как такое испытание отразилось на физиологическом балансе организма, ведь люди зрелого возраста перенесли тяжелый перелет в суровых условиях. В дальнейшем результаты этих исследований могут лечь в основу рекомендаций для людей, которые собираются совершать подобные перелеты или жить в условиях Крайнего Севера.

Уникальное производство

Арктическая экспедиция стала первым этапом кругосветного океанического перелета «20 тысяч лье над водой». В рамках этого глобального проекта, маршрут которого пройдет по побережьям четырех континентов, трех океанов и семи морей, запланировано также авиапутешествие в Антарктиду.

«Очень важно, что в Самарской области нашлись люди, которые на своем энтузиазме, на свои средства организовали такое уникальное производство - а для России оно уникальное, и многие вещи, которые здесь сделаны, носят монопольный характер, - сказал врио заместителя председателя правительства Самарской области, руководитель департамента по вопросам общественной безопасности Юрий Иванов, который принял участие во встрече путешественников. - Буквально за 15 лет здесь развернули полномасштабное производство малой авиации. Конечно, для этого были предпосылки – инженерно-технический персонал, авиационные конструкторы - они все самарские, получали образование в Самаре. Не использовать этот потенциал было бы расточительно. И вот теперь самолеты, произведенные здесь, совершили героический перелет. Из этого можно сделать вывод, насколько качественно выполнена наша авиационная продукция».

Олег Атьков,

Олег Атьков,

научный руководитель экспедиции, летчик-космонавт:

- Нам нужно было получить данные о том, насколько люди различного возраста, не аборигены, способны перенести незаходящее солнце, смену циркадных ритмов и довольно напряженный ритм работы. Нашей работой мы смогли доказать, что при наличии мотивации можно свернуть горы, даже те, которые перед нами поставила Арктика.

52

Последние статьи

25 марта
22 марта
21 марта

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2