ФИНАНСЫ

Экстенсивное развитие

Банки расширяют функционал «зарплатных» проектов

Несмотря на то что востребованность «зарплатных» проектов растет, сегодня предложение в этом сегменте, по экспертным оценкам, превышает спрос. Конкурируя за клиента, банки продолжают повышать привлекательность этой услуги и осваивать новые ниши.

Шире круг
Говоря о количестве обслуживаемых «зарплатных» проектов, большинство банков констатируют стабильную положительную динамику. В ФиаБанке с начала 2011 года прирост составил более 20%. В Мастер-Банке, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, количество компаний, заключивших договоры на обслуживание «зарплатных» проектов, увеличилось примерно на 15%, а сумма перечисленных средств на счета физических лиц–сотрудников компаний выросла почти на 20%. В НТБ число «зарплатных» проектов ежегодно растет на 40-45%. По словам начальника управления клиентских отношений ОАО КБ «Солидарность» Дениса Любимова, количество предприятий-пользователей «зарплатных» проектов в банке увеличивается в среднем на 20-30 тыс. пользователей в год. При этом эксперт отмечает, что заметная часть из более 300 тыс. обслуживаемых сегодня «зарплатных» проектов приходится на предприятия малого и среднего бизнеса.  
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин связывает прирост рынка, измеряемый десятками процентов за последний год, с экспансией банков, привлекающих к проектам все более широкие слои бизнеса: в основном расширение рынка идет за счет предоставления услуг небольшим компаниям. В ОТП Банке утверждены новые параметры привлечения на «зарплатные» проекты, согласно которым появилась возможность заключения договора с предприятиями, численность сотрудников которых не превышает 10 человек. В Первобанке участниками «зарплатных» проектов могут стать предприятия с численностью персонала от пяти человек.

 

Еще несколько лет назад в рамках «зарплатных» проектов выпускались только карты региональной платежной системы NCC, сегодня это могут быть и карты VISA или MasterCard

 


Спрос на эту услугу достаточно стабилен, уверен Александр Осин, а рост обусловлен увеличением эластичности деловой политики банков. Начальник отдела розничных карт ОТП Банка Елена Леванкова также говорит о стабильности спроса, уточняя, что сейчас предложения банков превосходят спрос предприятий на этот вид услуги.

Конкуренция обостряется
Как отмечает ведущий экономист отдела продвижения банковских карт ЗАО «ФИА-БАНК» Наталья Воронова, сегодня в этом сегменте наблюдается высокая конкуренция среди банков. И с этим мнением солидарны другие участники рынка. При этом Александр Осин считает, что конкуренция есть практически только в цене услуг: клиенты сегодня весьма прагматичны, а набор услуг в рамках «зарплатных» проектов уже известен и опробован всеми игроками рынка. Сейчас ценовая конкуренция выражается, по мнению аналитика, в том, что банки наращивают свою рыночную долю, если готовы предоставлять услуги за меньшую ожидаемой доходность.
По словам заместителя директора департамента корпоративного бизнеса Мастер-Банка Сергея Тычины, стоимость обслуживания зависит от ряда параметров – фонда оплаты труда, количества планируемых к выпуску банковских карт, а также предполагаемых остатков денежных средств на счетах сотрудников компании.
Руководитель направления банковских карт группы по разработке розничных продуктов ОАО «Первобанк» Полина Афонина обращает внимание на то, что сегодня стоимость услуги фактически достигла нижнего порога, поэтому конкуренция между банками по «зарплатным» проектам будет развиваться в направлении повышения качества обслуживания – за счет новых дополнительных услуг и сервисов. Уже сейчас, добавляет эксперт, наблюдается увеличение спектра кредитных продуктов на базе «зарплатных» проектов, расширение программы лояльности для предприятий и их сотрудников, предоставление им кросс-продуктов по льготным ценам, а также разработка специальных банковских продуктов.
Как показывает практика, конкурирующие банки используют и ценовые, и неценовые методы для привлечения клиентов. В частности, Денис Любимов констатирует, что банк «Солидарность» успешно работает в этом сегменте как за счет активной тарифной политики, позволяющей максимально снижать комиссии за зачисление денежных средств на карту, и системы дополнительных льгот и бонусов, так и за счет наличия собственного процессингового центра, позволяющего изготавливать «зарплатные» карты в очень  короткие сроки – в течение одного-трех дней.

Условия становятся привлекательнее
С появлением новых технологий условия «зарплатных» проектов меняются в сторону расширения возможностей предприятий и их работников. Начальник управления банковских карт Национального Торгового Банка Светлана Громова вспоминает, что еще несколько лет назад в рамках таких проектов выпускались только карты региональной платежной системы NCC, а сегодня это могут быть и карты международных платежных систем VISA или MasterCard, причем процессинговый центр дает возможность к одному счету выпускать карты двух разных систем. Полина Афонина в числе позитивных перемен называет также увеличение партнерской сети банкоматов. К примеру, зарплатные карты Первобанка без комиссий обслуживаются сегодня в банкоматах четырех банков-партнеров.
Сразу в нескольких банках рассказали о произошедшем в 2011 году снижении комиссий за зачисление денежных средств на счета держателей пластиковых карт, что позволяет сделать «зарплатные» проекты более экономичными для предприятий. А в ОТП Банке одним из последних изменений стало утверждение технологии по пересмотру лимита на снятие наличных – теперь по заявлению клиента лимит на снятие наличных может быть увеличен в индивидуальном порядке.  
По оценке Александра Осина, стоимость обслуживания карт остается относительно стабильной - примерно 200 рублей в год за карту. Вместе с тем в последнее время, добавляет эксперт, наметилась тенденция некоторого увеличения ставок процентов на остаток денежных средств на счете карты, впрочем, стоимость пользования кредитными средствами по «карточному» счету за последние недели также выросла – на 0,5-1,5% годовых.
В целом перспективы этого сегмента участники рынка считают весьма оптимистичными. На ближайшее будущее государство обозначило вполне явный тренд – резкое сокращение операций с наличностью и переход к безналичным формам платежей и расчетов, в связи с чем «зарплатные» проекты будут еще более востребованы, резюмирует Светлана Громова. При этом главное требование рынка, по ее мнению, – развитие инфраструктуры: ускорение темпов оснащения торгово-сервисных предприятий терминалами для приема карт, что будет способствовать увеличению доли безналичных расчетов.

Полина АФОНИНА, руководитель направления банковских карт группы по разработке розничных продуктов ОАО «Первобанк»:
– Подавляющее большинство пластиковых карт на российском рынке сегодня выпускается именно в рамках «зарплатных» проектов. В Самаре эта категория карт составляет почти 90% общего объема «пластика». Поскольку емкость рынка ограничена, неудивительно, что конкуренция с каждым годом усиливается. Ряд участников рынка повышает привлекательность своих «зарплатных» проектов за счет максимального снижения стоимости продукта. Но крупные федеральные и региональные банки, в том числе Первобанк, идут по пути расширения дополнительных сервисов и услуг, сочетая это с гибкой ценовой политикой.

Светлана ГРОМОВА, начальник управления банковских карт Национального Торгового Банка:
– У региональных банков ценовые условия обслуживания практически одинаковые, конкуренция складывается в области внеценовых факторов: комфортные условия обслуживания, профессионализм персонала, пакетные предложения банковских услуг. Федеральные банки, заходя на региональный рынок, не имеют некоторых преференций, которые может предложить региональный банк. К примеру, сетка банкоматов и пунктов выдачи наличных у местных банков намного шире любого федерального банка в Самарском регионе, и по реализованному функционалу для держателя карты (оплата различных платежей и штрафов) также превосходит функционал федеральных банков.

Елена ЛЕВАНКОВА, начальник отдела розничных карт ОТП Банка:
– Сейчас практически все крупные предприятия так или иначе уже реализуют карточные «зарплатные» проекты. Но это не значит, что этот рынок себя исчерпал. Достаточно большой потенциал развития существует за счет работы с малым и средним бизнесом. В эту категорию попадают предприятия с небольшой численностью сотрудников: индивидуальные предприниматели, небольшие общества с ограниченной ответственностью, учреждения бюджетной сферы. Для завоевания своей доли клиентов банки стараются предоставлять наиболее удобный и качественный сервис, формируют комплексные предложения продуктов и программ.

Денис ЛЮБИМОВ, начальник управления клиентских отношений ОАО КБ «Солидарность»:
– Спрос на эту услугу постоянно растет. Идет достаточно бурное увеличение числа предприятий, внедряющих у себя «зарплатные» проекты. И руководство предприятий, и сами пользователи понимают, что получая в свое распоряжение «зарплатную» карту, работник становится членом «электронного» сообщества, которому доступны  новые формы работы с денежными средствами. Кроме того, «зарплатный» проект открывает для предприятий и частных лиц целую систему льгот и бонусов от обслуживающего банка. В дальнейшем можно ожидать снижения ставок, расширения сервисов для «зарплатников», усиления конкуренции между банками.





 

10

Последние статьи

19 января
17 января
15 января
13 января
03 января
31 декабря 2019
30 декабря 2019
25 декабря 2019
24 декабря 2019
19 декабря 2019
18 декабря 2019
17 декабря 2019
15 декабря 2019

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4