Глеб Успенский и «механика народной жизни»

В селе Сколково Кинельского района сохранился дом, где жил знаменитый писатель-народник

На одном из деревянных зданий по улице Советской - мемориальная доска. На ней надпись: «В этом доме жил в 1878 – 1879 гг. писатель Г.И. Успенский». Здание это – ныне объект культурного наследия регионального значения.

Сколково. Вид сверху

В селе хранится память о пребывании здесь писателя. В музее местной школы, которым руководит учитель русского языка и литературы Татьяна Кузнецова, есть уголок, посвященный жизни Глеба Успенского. Тут можно узнать немало любопытного о самарском и сколковском периоде его творчества. Есть здесь и портрет Успенского, написанный одним из местных художников. И работы самарского графика Константина Печуричко, на которых мы можем увидеть комнату писателя, какой она была во время его пребывания здесь, и общий вид села в 70-е годы позапрошлого века. Таким Сколково представало перед тем, кто забирался на вершину расположившегося рядом холма. На этом рисунке изображен и красивый двухэтажный «барский» дом. Теперь его уже не увидеть: семь лет назад дом сгорел. Вообще, многое, конечно, изменилось с тех пор. Так, украшавшие село «барские» пруды уже заросли и требуют очистки.

В «барском» доме, как рассказывает Татьяна Кузнецова, жил управляющий. Хозяева имения, жившие в Петербурге, редко посещали эти владения. Кстати, в прошлом году Сколково отметило 260 лет. Эти земли, в месте впадения речки Бурачки в Большой Кинель (всего 3000 десятин), были в свое время пожалованы императрицей Елизаветой Петровной вахмистру лейб-гвардии Преображенского полка Михаилу Путилову за преданную службу.

Село издавна было многонациональным. Жили тут и русские, и казахи, и мордва, и чуваши, и марийцы. В школьном музее реконструирован быт крестьян разных эпох. А знакомство с музеем обычно начинается с рассказа о Глебе Ивановиче Успенском.

В конторе

Жил он в Сколково с марта 1878 по август 1879 года. Писатель приехал сюда из Новгородской губернии, увлеченный идеями народничества. «Подлинная правда жизни повлекла меня к источнику, т.е. к мужику, - писал Успенский. - Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде».

Почему он выбрал именно Сколково? Дело в том, что поблизости от деревни находилось имение, принадлежавшее купцу-миллионеру К.М. Сибирякову - либералу, связанному с народническими кружками и сблизившемуся с Успенским в Петербурге. При его посредничестве Глеб Иванович получил место в ссудно-сберегательном товариществе, основанном тем же Сибиряковым, а жена писателя - в здешней деревенской школе.

Писательские наблюдения, сделанные здесь, привели Успенского к заключению, что крестьянская община разлагается. Это мнение отразилось в цикле очерков «Из деревенского дневника», в публицистических статьях. В 70-е годы земства видели в ссудо-сберегательных товариществах средство от народной бедности. В начале и Успенский разделял это мнение. Но проработав здесь более года, он разочаровался в этом. В одной из статей писатель заявил, что все это «ерунда», что товарищества не дают «возможность пользоваться кредитами и разоряют рядового крестьянина».

В контору, где он работал, часто заходили мужики, которые чувствовали в Успенском своего. Заглядывал сюда и местный старшина, громадный рыжий детина, с которого Успенский в одном из своих рассказов написал убийцу-конокрада. Вообще, посетители часто мешали Глебу Ивановичу, и писать приходилось урывками. По воспоминаниям современницы, во время работы он обычно пил «крепчайший холодный чай или пиво».

Иногда Глеб Иванович читал вслух местным жителям свои коротенькие рассказы. Читал он выразительно, умело подчеркивая комические места. Присутствовавшие хохотали, при этом сам автор оставался невозмутимым.

Приходил как-то к писателю и кулак из села Богдановки — с тем, чтобы дать ему материал для «обработки» одного из своих обидчиков. Но в скором времени он сам оказался «обработанным» в одном из очерков Успенского. «Вроде как портрет получился», — заявил кулак, поклявшись отомстить Успенскому. И это ему почти удалось. Дело было так. Успенский время от времени ездил в Самару, где жил по неделе и больше. Однажды, приехав в город со своим помощником, семинаристом Александровым, писатель остановился в одной из дешевых гостиниц. К Александрову пришли в гости знакомые семинаристы. В общей беседе принял участие и Глеб Иванович, рассказав несколько комических эпизодов из жизни духовенства. Семинаристы громко смеялись. Эти рассказы услышал в соседнем номере тот самый кулак из Богдановки, давно шпионивший за писателем. Он тотчас же побежал за жандармами. Те пришли и тоже услышали через тонкую дощатую перегородку несколько вольных высказываний Успенского по адресу духовенства. Возникло дело о распространении Успенским «преступных идей среди семинаристов». Однако писателю удалось замять дело - на допросе у начальника жандармского управления Глеб Иванович ответил, что рассказы о духовенстве он взял из «Дневника князя Мещерского», и его отпустили восвояси…

Изначально Успенский рассчитывал поселиться в деревне надолго и вжиться в ее быт. Но в дальнейшем намерения его изменились. Осенью 1879 года Успенские оставили самарские места и переехали в Петербург.

Дом, ставший храмом

Вместе с Татьяной Кузнецовой подходим к дому, где жил писатель. Это деревянное одноэтажное здание – типичное по архитектуре для сельских общественных учреждений середины XIX века. Здесь в свое время было ссудно-сберегательное товарищество, где и служил письмоводителем Г.И. Успенский. Тут же размещалась и школа, где работала учительницей его жена Александра Васильевна.

Для семьи Глеба Ивановича было отведено две комнаты. Сам он жил в конторе товарищества. Обстановка почти аскетическая. Стол, несколько скамеек, на одной из них писатель спал. В другой комнате вместо мебели стояли ящики.

Тот ящик, который побольше, служил в качестве стола, остальные заменяли стулья. В общем, жили бедно. А детей у Успенских в то время было уже трое. Причем одна из дочерей родилась в Сколково.

Еще долгое время после отъезда Успенского, вплоть до 1985 года, этот дом служил в качестве школы. Что, видимо, и помогло ему сохраниться. Здание не перестраивалось, планировка осталась прежней. Только сделали пристрой и обшивку – раньше дом был срубовым. Сохранилась и печка с давних времен. Правда, лет пять она уже не топилась – нужно чистить дымоход.

На доме есть еще одна табличка, свидетельствующая о том, что теперь в этом здании находится храм в честь Иоанна Богослова (храм занимает часть помещений). Внешне дом пока никак не напоминает церковное здание, но службы здесь уже идут. Ведет их настоятель отец Александр, живущий в соседней Бузаевке.

В одной из комнат – купол. Водрузить его пока не получается: чердачные доски подгнили, и требуется сначала провести там ремонт. Денег на это, как водится, не хватает. Вообще, состояние этого дома, являющегося объектом культурного наследия, оставляет желать лучшего.

В некоторых комнатах видны следы разрушения – штукатурка облупляется. Когда-то в этом доме планировали сделать краеведческий музей, - говорит Татьяна Кузнецова. Не получилось. Собранные вещи кто-то растащил.

Ныне одна из комнат отдана под мастерскую. Здесь работает местный мастер Сергей Боровков. Реставрирует иконы. Есть здесь и привезенная из Бузаевки старинная икона, которая после реставрации будет украшать местный храм – икона Смоленской Божьей Матери.

В селе Сергея Боровкова называют кудесником. Так, на один из недавних праздников он соорудил вертеп, построил рядом с домом плетень, как это делали в старину. Плетень и сейчас можно увидеть рядом с домом. Соорудил деревянные лавочки и площадку для местных ребятишек. Недалеко от крылечка - водруженный Боровковым стилизованный деревянный столб со старинной иконой наверху. Символизирует он будущее церковное здание...

Поблизости находилось имение, принадлежавшее купцу Сибирякову - либералу, связанному с народническими кружками и сблизившемуся с Успенским в Петербурге

Подлинная правда жизни повлекла меня к источнику, т.е. к мужику. Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде

34

Последние статьи

24 августа
23 августа
22 августа
21 августа
20 августа
19 августа
16 августа
15 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3