продукты

Что на столе у горожан?

Одни не знают, где купить местные продукты, другие - где их продать

В этом вопросе равнодушных нет. Понятна заинтересованность производителей местной продукции. Мы, потребители, озабочены приобретением качественной продукции по нормальной цене и желательно местной, ведь все мы в душе патриоты Самары. Но есть и государственный интерес - село должно жить и развиваться.

Откуда сырье

Редакция газеты «Волжская коммуна» и областная организация Союза журналистов России провели встречу за круглым столом на тему: «Местные продукты - жителям региона». В дискуссии приняли участие представители Минсельхоза, производители сельскохозяйственной продукции и представители торговых сетей.

По информации консультанта управления перерабатывающей промышленности и агропродовольственного рынка регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия Надежды Романовой, производители растительного масла и хлеба полностью обеспечивают все потребности Самарской области. Сырье для этой продукции в области и выращивается. А вот в молочной отрасли ситуация сложнее. «От товаропроизводителей Самарской области мы получаем 55-60% молока, в том числе и из личных подсобных хозяйств, - рассказала она. - Примерно 40-45% сырого молока ввозим из-за пределов области, в основном из Ульяновской области, Татарстана, Мордовии, немного из Оренбургской области».

Предприятия губернии перерабатывают лишь чуть больше половины молока, произведенного в Самарской области. Получается, что половина продукции не востребована, и при этом молоко завозят из других регионов. Но это хороший признак: молоко производится в основном в личных подсобных и фермерских хозяйствах. В результате импортозамещения в области появилось немало частных сыроварен. Это молокоемкое производство. Для изготовления одного килограмма сыра нужно 10 литров молока. Фермеры также делают йогурты и другие продукты, вот на это производство и на личное потребление и идет половина молока, произведенного у нас в области.

Минсельхоз отслеживает применение российского и импортного сырья для переработки на колбасы и мясные деликатесы. По данным, приведенным Надеждой Романовой, самарские мясопереработчики используют 70% российского мяса и 30% импортного. Ввозят мясо из Казахстана и Белоруссии, говядина идет в основном из Уругвая и Парагвая. Российское мясо привозят из Белгородской, Воронежской и Оренбургской областей и Татарстана. «У нас есть государственная программа развития животноводства до 2020 года, реализация которой позволит закрыть потребности области в мясе», - заверила представитель областного Минсельхоза.

 

Что мы видим на прилавках

Считается, что местная продукция полезнее, свежее и вкуснее. Если, конечно, вы найдете, где ее приобрести. «Мы отдаем предпочтение качественной продукции, которая проходит всесторонний аудит и по цене соответствует запросам покупателей, - рассказывает заместитель директора Волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group Алексей Сорокин. - Формат федеральных торговых сетей и хорошая логистическая система дают нам возможность отбирать лучших поставщиков и поставлять продукцию во все наши магазины. Конечно, у нас есть внутренняя статистика по местной продукции: в магазинах «Пятерочка» ее доля составляет 34%, в «Перекрестке» - 30%, в «Карусели» - 29%».

В региональной торговой сети ООО «Неотрейд» ситуация несколько иная. По словам заместителя директора по общим и правовым вопросам Антона Емельянова, в магазинах «Пеликан» и «Миндаль» доля местной продукции приближается к 60%. В отличие от «федералов», здесь одним из главных критериев является плечо логистики. «Мы берем продукцию у местного товаропроизводителя, и плечо логистики сокращается, нам это выгодно, - объяснил Емельянов. - И время поставки снижается».

Существуют определенные виды местных продуктов, доля которых приближается к 100% в любых торговых сетях. К примеру, хлеб из других регионов практически не возят. Молочная продукция и мясная гастрономия тоже представлены неплохо. А вот с фруктами-овощами ситуация сложнее.

 

Кому нужен фермер

Многие сельхозтоваропроизводители в начале своего бизнеса проходят через «романтический» период, пытаясь пробиться в крупные торговые сети. «Наш кооператив - это 10 производителей томатов в Кинель-Черкассах, - рассказывает учредитель СПССК «Кинель-Черкасский томат» Алексей Зубков. - Мы производим примерно 200-250 тонн высококачественных томатов в год. Потенциал всего села, если мы говорим о личных подсобных хозяйствах, - примерно 4 тысячи тонн. 200 тонн для крупных торговый сетей - мелочь. Основные места торговли нашей продукцией - ярмарки и рынки. По сравнению с 1990-ми годами, сейчас прекрасные условия для реализации продукции, есть электронная регистрация на ярмарках. Но у сельского производителя своя психология: он готов произвести, но не готов заниматься реализацией, даже при всех предоставленных удобствах. Мы бы хотели попасть в школьные столовые, больницы, детсады. Мы готовы поставлять качественную продукцию в достаточном количестве, но регулированием закупок должна заниматься региональная власть».

На семейной ферме Ивана Житкова 50 голов племенных коров. У него производство полного цикла: от выращивания кормов до реализации готовой продукции - йогуртов. «Когда начинали производство, мы предприняли первые попытки наладить сбыт через сети, - вспоминает фермер. - Поставили образец в торговую сеть. Сначала к нам отнеслись скептически, поинтересовались производительностью. Мы выпускаем тонну йогуртов в неделю, 5 тысяч стаканчиков. Они с таким малым производством не работали. Но попробовали и согласились. Начали работать по договору. Договор, мягко говоря, кабальный. Поставщик отвечает за все, вторая сторона - ни за что. И сплошные штрафы: рано привез - штраф, поздно - штраф, бабушка пожаловалась - тоже… Фермерское хозяйство такими санкциями можно обанкротить за один раз. Пытались выйти на «Ашан» - то же самое. Сейчас работаем с магазинами «Ближний», с торговыми предприятиями в Кинель-Черкассах, Отрадном, но мы можем производить больше продукции».

Алексей Зубков видит выход в создании сельхозкооперативов, в которые должны войти мелкие производители. Возможно и создание своего рода объединения, например, «Производство продуктов питания Кинель-Черкасского района». Так легче было бы попасть на прилавки.

Подобный инвестиционный проект уже внедряется в Самарской области - это государственно-частное партнерство «Агропарк «Самара». Введение его в эксплуатацию намечено на конец 2019 года. В агропарке предполагается формирование партий продукции, штрих-кодирование, сортировка...

По мнению руководителя областного ревизионного союза сельхозкооперативов «Средняя Волга» Марины Коломкиной, ни одна посредническая организация не решает и даже не пытается решить проблему вымывания добавленной стоимости, созданной в агропромышленном комплексе - от 40 до 60% продажной цены уходит переработке. И только сельскохозяйственный потребительский кооператив может стать реальным посредником между товаропроизводителем и рынком. Но в Самарской области кооперация в зачаточном состоянии. В 2017 году в области было создано три кооператива, еще два - в начале этого года.

«Большая проблема в том, что люди не верят друг другу, - говорит Алексей Зубков. - Уже 30 лет кинель-черкасский томат производится и продается на рынках Самарской области. За эти 30 лет люди так и не смогли объединиться. Нельзя вместе что-то производить, перерабатывать или продавать, если нет доверия».

Как сообщил вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России по Самарской области Александр Козлов, в этой организации есть целый пакет заказов на фермерскую продукцию, и, чтобы их обеспечить, государственной поддержки не требуется. Нужна лишь инициатива самих фермеров.

 

 

Николай Сомов,

председатель Самарского молочного союза:
- В молочном животноводстве особенно важны строгий контроль продукции и борьба с фальсификатом, вплоть до уголовной ответственности, ведь потребление некачественных продуктов наносит вред здоровью людей. Требуется также поддержка местных добросовестных производителей: необходимы эффективные рыночные товаропроводящие цепочки с контролем качества. В регионе уже создается такая система в виде добровольной сертификации товаров, она может стать гарантом качества для потребителей и стимулировать производителей к увеличению доли местных товаров.

 

 

Марина Коломкина,

руководитель областного ревизионного союза сельхозкооперативов «Средняя Волга»:

- На территории Самарской области действуют 2264 крестьянских (фермерских) хозяйств и 290 тысяч личных подсобных хозяйств. Их удельный вес в общем объеме производства молока составил 67,8% (303,2 тыс. тонн), производства мяса - 52% (79 тыс. тонн), картофеля - 73,5% (320 тыс. тонн), овощей - 74,2% (259,3 тыс. тонн). В 2016-2017 годах в области было создано 12 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в основном специализирующихся на переработке животноводческой продукции и закупке овощей, в частности, томатов.

18

Последние статьи

22 мая
16 мая
15 мая
14 мая
07 мая
30 апреля
29 апреля
25 апреля

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3