Расточительность недопустима

Нормативно-правовая база областного бюджета будет реформирована

Глава региона жестко поставил задачу всем главным распорядителям бюджета наладить эффективный государственный и муниципальный финансовый контроль. На необходимости устранения накопившихся в этой сфере системных проблем Дмитрий Азаров акцентировал внимание с первых дней работы.

Требование - усилить контроль

На расширенном заседании, посвященном вопросам финансового контроля, обращаясь к руководителям профильных органов региональной и муниципальной власти, Дмитрий Азаров заявил: «Вы прекрасно знаете, что с 2012 по 2016 год рост расходов областного бюджета был обеспечен главным образом за счет роста государственного долга, а не за счет роста собственных доходов. Это привело к увеличению дефицита бюджета».

В сложившихся условиях важнейшим элементом оптимизации бюджетов всех уровней является целевое и эффективное расходование средств. На передний план выходит задача совершенствования финансового контроля как со стороны надзорных компетентных органов, так и при помощи внутренних ревизоров в административных структурах главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС).

«Нам необходимо обеспечить обоснованность использования каждого бюджетного рубля, - подчеркнул Дмитрий Азаров. - Крайне важно не допускать возникновения кредиторской задолженности, повышать качество финансового менеджмента. Во главу угла мы должны ставить выполнение принципа бюджетного законодательства. Необходимо ориентировать органы власти на активную работу по усилению финансового контроля, а также реализовать механизм проведения комплексных проверок ведомств».

Потери от разгильдяйства

Несоблюдение отраслевыми ведомствами внутренних стандартов и правил исполнения бюджета привели к системным проблемам, выявленным в результате проделанного аудита. О его результатах доложил врио министра управления финансами Самарской области Андрей Прямилов.

В 2017 году министерство проверило 58 организаций, в том числе отраслевые министерства, государственные учреждения, муниципальные учреждения и некоммерческие партнерства, а также районы и города. Объем проверенных расходов составил 6,3 млрд рублей. Было выявлено нарушений на 195 млн рублей. Среди них - неправомерное использование бюджетных средств в результате оплаты фактически не выполненных работ; осуществление работ, не предусмотренных государственными или муниципальными контрактами; предоставление субсидий в полном объеме при частичном выполнении госзадания; оплата оборудования и выполненных работ по завышенной стоимости; неправомерное начисление заработной платы.

Часть нарушений были пресечены, в бюджет области возвращено 100 млн рублей. По остальным нарушениям ответственные органы ведут работу по их устранению.
По итогам 2017 года возбуждено 85 административных дел, 13 дел находится на рассмотрении в прокуратуре. Назначено штрафов на 1,3 млн рублей. Взыскано уже более 600 тыс. рублей.

«В ходе проверок выявлен формальный подход главных распорядителей бюджетных средств к анализу предоставляемых органами местного самоуправления документов, что влечет за собой перерасход бюджетных денег», - сообщил Андрей Прямилов.

Например, при строительстве ФОК в поселке Зубчаниновка в Самаре были оплачены работы по дезинфекции зараженного грунта. При этом областное министерство строительства и администрация города не могут предоставить документы, подтверждающие факт зараженности грунта, а также акт о выполненных работах по его обеззараживанию.

В сельском поселении Фрунзенский Большеглушицкого района были использованы средства бюджета региона на восстановление теплоснабжения. В сметную документацию включили и оплатили работы по демонтажу старой котельной. Но ее снос никак не повлиял на восстановление тепла. А ведь именно ГРБС должен был исключить эти работы из списка необходимых. Но этого не произошло, в результате - деньги выброшены на ветер.

Из доклада Андрея Прямилова следует, что профильные министерства и департаменты чрезмерно легко относятся к закупаемому имуществу, которое впоследствии не используется. «Регулярными являются факты длительного неиспользования учреждениями нового имущества - от оргтехники до земельных участков. При этом учреждение продолжает нести расходы на его содержание - хранение, уплата налогов. Такие случаи нередки в сфере здравоохранения, образования, управления имуществом», - отметил он.

В частности, проверки показали, что в Большой Черниговке не используется половина вновь приобретенного оборудования для консультативной поликлиники стоимостью более 36 млн рублей. Также там не используется оборудование, закупленное для плавательного бассейна: до сих пор спортинвентарь хранится на складе.

«Нередки случаи, когда заказчик и главный распорядитель бюджетных денег не ориентируются в рыночной цене. В результате приобретаются товары по завышенной стоимости. К примеру, в одном из заведений социального обслуживания закупались товары на 48-90% дороже рыночной стоимости», - рассказал врио министра финансов.

Выявлены и другие формы неэффективного расходования бюджетных средств. Так, председатель Счетной палаты Самарской области Антонина Зубкова привела в пример случаи, когда выигравший торги подрядчик отдавал весь объем заказа на субподряд, а субподрядчик в свою очередь - следующему субподрядчику. В итоге до того, как работы получал реальный исполнитель, в схеме оказывалось до четырех субподрядчиков, каждый из которых брал определенный процент от контракта, по факту никаких работ не выполняя. Реальному же исполнителю доставалась примерно половина от первоначальной суммы контракта. А значит, торги изначально могли бы быть проведены гораздо более эффективно.

Что делать

Потерь могло бы быть существенно меньше, если бы органы исполнительной власти надлежащим образом проводили внутренний финансовый контроль и аудит. В связи с этим Андрей Прямилов предложил всем структурам ГРБС до 15 июня разработать и утвердить правила осуществления и планы проведения внутреннего финансового контроля.

Дмитрий Азаров подчеркнул, что сложившаяся ситуация является недопустимой, и потребовал от министров наказать ответственных за нарушения лиц персонально. Он также поручил переработать всю нормативно-правовую базу в части бюджетного законодательства: «Любые нарушения мы будем жестко пресекать. В течение пяти дней все предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы должны быть собраны и в течение десяти дней протокольно утверждены».

Советник губернатора, бывший руководитель областного Госфинконтроля Ольга Михеева считает, что сейчас необходимо развивать качественный, результативный внутренний финансовый контроль в министерствах, что позволит сберечь большое количество бюджетных средств.

«Обоснованное негодование со стороны главы региона вызывают ситуации, когда происходит стопроцентное авансирование работ, в том числе проектных. Особо это критично в том случае, когда результат работ не достигнут. Каждый бюджетный рубль должен дать результат. Это народные деньги, расточительность недопустима», - отметила она.

Контрольным органам необходимо обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета бюджетных средств, в основном это касается негосударственного сектора. Необходимо также введение жестких требований к заказчикам, внесение в текст контрактов с подрядными организациями норм, позволяющих контролировать процесс привлечения субподрядных организаций, стоимость работ и их качество. Необходимо повысить качество проработанности государственных целевых программ, обоснованность и эффективность мероприятий, их стоимости. Также нужно исключить дублирование функций между учреждениями, оптимизировать численность как самих учреждений, так и их персонала.

По результатам совещания сформирован протокол, который должен стать отправным документом для дальнейшей работы по усилению финансового контроля и повышению эффективности работы всех органов власти.

 

28

Последние статьи

16 августа
15 августа
14 августа
13 августа
12 августа
09 августа
02 августа
31 июля
30 июля
27 июля
26 июля
25 июля
24 июля
22 июля

Архив Власть и политика

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3