Красота требует... внимания

Как в погоне за новым образом не стать жертвой врачей-дилетантов
370 жалоб на нарушения при оказании платных медицинских услуг за последние два года поступило в региональный Роспотребнадзор
370 жалоб на нарушения при оказании платных медицинских услуг за последние два года поступило в региональный Роспотребнадзор

За минувший год в Самаре в 4,5 раза увеличилось количество обращений по вопросам оказания медицинской помощи по профилю «косметология» и «пластическая хирургия». Что послужило тому причиной и на что обратить внимание пациенту при посещении клиник красоты, разбирался журналист «ВК».

Не все гладко

Эстетическая медицина - сфера очень востребованная и вместе с тем требующая серьезного контроля. И по закону все клиники и салоны красоты, в которых проводятся лечебные косметологические процедуры (в том числе инъекционные), подлежат лицензированию. Но, увы, в последнее время ситуация в области бьюти-медицины складывается не самая утешительная. Это признают в самарском Росздравнадзоре. По данным ведомства, в 2016 году к ним поступило шесть обращений по вопросам оказания медицинской помощи по профилю «косметология» и «пластическая хирургия» в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности. В 2017 году число таких обращений выросло до 27. «Данное обстоятельство вызывает у нас серьезную озабоченность», - отмечают в Росздравнадзоре.
В ходе проверок ведомства выяснилось, что врачи зачастую не имеют необходимой квалификации, не информируют своих пациентов о необходимом согласии на медицинское вмешательство, а иногда даже не владеют навыками по эксплуатации медицинского оборудования. Медперсонал может «забыть» проинформировать пациента о возможности получения им медицинской помощи по программе государственных гарантий, а сразу предлагает обратиться «в кассу». Кроме того, специалисты Росздравнадзора неоднократно фиксировали нарушение правил предоставления платных услуг, а именно – неверно составленные договоры, отсутствие обязательной информации и т.д.
С жалобами на клиники эстетической медицины потребители бьюти-услуг обращаются и в Роспотребнадзор. Так, за последние два года в региональное ведомство поступило 370 обращений на нарушения при оказании платных медицинских услуг. Основные причины - навязывание дорогостоящих косметологических услуг и самой косметики в кредит, а также ненадлежащее качество оказанных услуг, непредоставление полных и достоверных сведений об их исполнителе, отказ в удовлетворении требований потребителя.

Самарцы не молчат

Отзывы о неблагонадежных косметологических клиниках часто можно увидеть в Интернете. К примеру, жительница Самары Ольга пишет про клинику Elixir на Ново-Садовой: «Учреждение гордо именует себя «клиникой», хотя на таком уровне даже салоны не работают». Девушка осталась недовольна химическим пилингом лица. По ее словам, специалист приступил к процедуре, не помыв руки, не обсудил с пациентом особенности его кожи и в целом выполнил свою работу халатно. «Эффекта не было вообще, зато 2,5 тысячи улетели в трубу», - пишет девушка.
Вместе с тем в области бьюти-медицины пациенты сталкиваются и с более серьезными ситуациями. Около года назад другая самарская пациентка обратилась в суд с иском против именитого пластического хирурга Николая Ушакова. Операция по увеличению груди, которую проводил ей Ушаков, прошла неудачно - у пациентки произошел анафилактический шок, возможно, из-за недосмотра молодого врача-реаниматолога, а грудные импланты после пришлось удалить. Правда, претензии женщина предъявила не по этому факту. По мнению пациентки, обман был в завышении стоимости имплантов. Николая Ушакова признали виновным по ч. 1 ст. 159 УК РФ и назначили наказание в виде девяти месяцев исправительных работ (условно).
Корреспондент «ВК» пообщался с жительницей Самары, ставшей жертвой неудачной эстетической ринопластики. Ольга Наумова (имя изменено) выбрала пластического хирурга по совету близких, которые успешно делали у него другие операции. Уже при снятии гипса девушка заподозрила, что что-то идет не так: в области носа образовалась шишка, была заметна асимметрия. Однако врач успокоил - еще не спал отек. Но даже через два года ситуация не улучшилась. Тогда горе-хирург предложил пациентке исправить ошибку и сделал еще одну операцию, как оказалось, снова неудачную. Кроме эстетических неудобств девушка получила проблемы со здоровьем: затрудненное дыхание, насморк и головные боли. В конечном итоге Ольга нашла специалиста, который согласился исправить работу предыдущего хирурга и справился с этим успешно. Но девушка потратила на, казалось бы, довольно распространенную операцию в разы больше денег и целых шесть лет.
Судиться с врачом Ольга не стала - на это уже не хватило моральных сил.

Закон суров

Сегодня медицинские косметологические услуги оказываются в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 №381н. В нем четко прописано, что оказывать медицинскую помощь по профилю «косметология» может только врач-косметолог, получивший высшее медицинское образование со специализацией дерматолог-венеролог. По его назначению с пациентом имеет право работать средний медперсонал, которому, в частности, позволено совершать такие инъекционные процедуры, как мезотерапия и биоревитализация. Делать медицинский массаж, заниматься лечением ногтей медсестра может и без участия врача. Но для этого ей в обязательном порядке необходимо окончить курсы профессиональной переподготовки «Медицинская сестра в косметологии».
Все это касается лечения. Однако есть также такое понятие, как эстетическая косметология. И если речь идет не о лечебных процедурах, а, к примеру, об эпиляции, маникюре, SPA, татуаже и татуировках, то на это имеет право даже человек без медицинского образования. Обязательное условие - обучение по программе подготовки «Косметолог-эстетист».

Знать свои права

Пациенту стоит обратить особое внимание на оформление документов. «Очень важно внимательно ознакомиться с договором на оказание платных медицинских услуг перед тем, как его подписывать, - отмечает начальник отдела контроля и надзора по оказанию медицинской помощи населению Росздравнадзора Самарской области Владимир Апшего. - В договоре четко должны быть прописаны перечень медицинских услуг, оказываемых в конкретном случае, их стоимость».
Также при выборе услуг по косметологии потребителю в первую очередь стоит обратить внимание на наличие лицензии, а также на документы, подтверждающие соответствующее медицинское образование персонала. К слову, отметим - медлицензиями должны обладать все салоны красоты, проводящие инъекционные процедуры. Они же должны иметь в штате врача, способного назначить такую процедуру.
«Сразу на входе в косметологическую клинику или другую организацию, в которой проводят косметологические процедуры, должны быть бахилы, - рассказывает врач дерматолог-косметолог Елена Осипова. - По СанПиН у косметолога ногти должны быть без маникюра, короткие. Дело в том, что так или иначе под ногтями скапливаются микробы, и даже самые небольшие микротрещины и сколы лака способствуют попаданию в них грязи. Все это может стать причиной занесения инфекции. Все сотрудники должны ходить в помещении в чистых выглаженных халатах и сменной обуви». При этом, как уточняет Осипова, сменные медицинские халаты должны висеть отдельно в закрытом шкафу.
По требованию пациента администратор клиники обязан предоставить ему сертификаты на препараты и технические документы, а также на косметологические средства. Стоит также в целом обратить внимание на «опрятность» организации, предлагающей косметологические услуги. Пыль и грязь, открытые баночки со средствами, халаты, висящие вперемежку с верхней одеждой: все это может стать сигналом к тому, что, вероятно, сотрудники не знают самых элементарных санитарных норм. И, по словам Елены Осиповой, все вышеперечисленные недостатки она встречала в различных самарских организациях, предлагающих косметологические услуги.

 

Врачи-косметологи зачастую не имеют необходимой квалификации, не информируют своих пациентов о  согласии на медицинское вмешательство, а иногда даже не владеют навыками по эксплуатации медицинского оборудования

Владимир Апшего,

Владимир Апшего,

начальник отдела контроля и надзора по оказанию медицинской помощи населению Росздравнадзора Самарской области:

- Если пациент самостоятельно выявил то или иное нарушение в работе клиники, в первую очередь необходимо обратиться к администрации учреждения, к главному врачу или его заместителю. Если же учреждение не имеет лицензии на медицинскую деятельность и имеют место факты мошенничества, в таком случае пациенту необходимо обращаться в органы полиции.

 

Виктория Блинова,

главный внештатный специалист по пластической хирургии Минздрава Самарской области:

- Как правило, в нашей сфере срабатывает «сарафанное радио». К тому же сегодня все врачи, которые серьезно занимаются пластической хирургией, имеют сайты и аккаунты в соцсетях. Всегда можно зайти, например, в «Инстаграм» доктора, почитать комментарии, узнать, кто у него оперировался, и пообщаться с этими людьми. При этом стоит понимать, что если хирург работает давно и оперирует постоянно, то едва ли в его практике обходится без негативных случаев. Главное, чтобы они были единичны, а опыт - многолетним.

77

Последние статьи

все новости

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6