образование

Молодежь не боится новых знаний

Фраза «забудьте всё, чему вас учили» в адрес молодых специалистов сегодня безнадежно устарела. Однако знания тонкостей профессиональных технологий растут в цене

В Юго-Западном управлении Минобрнауки Самарской области академические знания уважают. Но с необходимостью много чему учить молодые кадры сталкиваются постоянно. Руководитель управления Виктория Пасынкова отмечает, что в последние 10-15 лет кадровая ситуация в округе изменилась - и молодые педагоги охотно идут работать в школу, и качественно они теперь другие. Новое поколение отличается стремлением вникнуть в детали. И это очень помогает в работе с проблемами, которые встают перед каждым учителем, начинающим свою карьеру. Речь не только о материальных затруднениях (для этого в Самарской области есть региональные программы доплат и стипендий), но и об адаптации в коллективе, овладении тонкостями и секретами профессиональных технологий.


«Школа молодого педагога»
Повышением квалификации педагогов (в числе прочего) в округе занимается специально Чапаевский ресурсный центр. На его базе созданы курсы для учителей, отрабатывающих свои первые три года - «Школа молодого педагога», которые преподаватели и учащиеся неофициально назвали «курсы молодого бойца». Никакой теории - только практические занятия, посвященные тем реальным проблемам, с которыми сталкиваются начинающие педагоги. Как начисляется зарплата (и что такое стимулирующие баллы), как и для чего можно повысить свою квалификацию, зачем им (и нужно ли) вступать в профсоюз? И т.п.
В течение года на 8 практических занятиях все это обсуждается «молодыми бойцами» со специально приглашаемыми опытными специалистами и директорами школ (15-20 человек). Практикующие психологи, например, рассказывают о своем опыте решения реальных конфликтов. Более того - общение работает в обе стороны, представители нового поколения учителей не стесняются задавать вопросы и доказывать свою точку зрения, докапываются до самой сути, не ограничиваясь общими понятиями и формулировками. А их молодость становится преимуществом и ценным ресурсом - они помогают опытным педагогам найти общий язык с современными детьми, знакомят с информационными технологиями.

«Клуб молодого специалиста»
Еще одним начинанием для молодых стал «Клуб молодого специалиста», объединяющий педагогов, стаж которых не достиг пяти лет. Это неформальное содружество людей, которые периодически собираются, чтобы делать что-то интересное и необычное. Например, в 2015 году команда Юго-Западного управления получила золотые медали на выставке «УчСиб» в Новосибирске, посвященной актуальным вопросам развития современного образования.
Каждый год участвует команда «КМС» и в региональных конкурсах профессионального мастерства, добиваясь в них успешных результатов - например, в 2014 году в Нефтегорске под руководством президента клуба Ильи Пономаренко (преподавателя из школы №1 Чапаевска) заняли первое место. Правда, Виктория Пасынкова жалуется (но со скрытой гордостью, конечно) - конкурсы с каждым годом становятся все профессиональнее и представительнее, и побеждать в них все сложнее.
Участвует «Клуб» в совместных мероприятиях с другим объединением - окружным клубом «Учитель года», в который входят участники этого ежегодного конкурса. Активные, энергичные и креативные молодые специалисты организуют мастер-классы и встречи, в подготовке которых используют свой энтузиазм и нерастраченные силы (а также организационные ресурсы, предоставляемые руководством образовательного округа).
В этом году «Клуб молодого специалиста» готовит свой первый выпуск - прошло пять лет со дня его основания, хотя участники настолько сдружились друг с другом, что расставаться насовсем не хотят и не планируют.

Связь с землей - важнее денег
На вопрос, нет ли планов выйти с такими интересными и необычными начинаниями (потому что и «Школа молодого педагога», и «Клуб молодого специалиста» - собственные проекты ЮЗУ), Виктория Пасынкова неожиданно, но честно отвечает отрицательно. Потому что если все это уйдет на более высокий уровень, потеряется связь с конкретными людьми, школами, родной землей. Потому что работа - для людей, для того, чтобы им было легче и интереснее, а не люди - для работы и «для галочки». Из-за этого не хотят в управлении и бюджетного финансирования для той работы с молодыми специалистами, которую уже ведут - деньги людей «разбалуют», потеряются энтузиазм и инициатива, на которых они занимаются тем, что интересно именно им.
Какой же помощи будут в Юго-Западном управлении рады? Например, более пристальному вниманию к своим проблемам со стороны местного самоуправления. Весьма актуально предоставление молодым учителям служебного жилья - одной 25-процентной надбавкой к зарплате педагога нынче в район заманить трудно, «где жить?» спрашивает при обсуждении трудоустройства «каждый первый». Без служебного жилья, кстати, не будет иметь никакого смысла и обязательная отработка по распределению после вузов, о возвращении которой сегодня идет много разговоров.
А вот что реально бы помогло - законодательное закрепление обязанности отработки для тех, кто прошел целевое обучение в вузах. Как происходит сейчас? Спускаются из министерства заявки на «целевиков», составляются списки, многие из тех (давайте скажем честно), кому «просто так» поступить в вузы было бы трудновато, получают высшее образование… После чего не хотят возвращаться в родной округ - «ой, мы что-то передумали работать педагогами!». И ничего с такими «отказниками» окружное управление поделать не может. А вот если бы разрешили подписывать с ними заранее договоры о предоставлении льгот взамен обязательства отработать три года в школе пославшего «целевика» округа, ситуация была бы совсем другой.

Призер, лауреат
В 2014 году в школу села Хворостянка пришла учительница русского языка и литературы Ольга Обухова. Наставником ей была назначена учитель высшей квалификационной категории Жумабике Сарсенгалиева.
Под руководством наставника Ольга победила в районном конкурсе «Лучший молодой специалист года-2017», стала призером окружного конкурса профессионального мастерства «Золотая коллекция видеоуроков», а также лауреатом IV областного конкурса «Молодой учитель-2017», заняв на заочном этапе второе место.

Династия наставников
Когда молодой учитель приступает к работе, он, конечно же, нуждается в поддержке. В Юго-Западном управлении уже не первый год успешно работает «Школа молодого учителя».
В 2017 году в школу села Криволучье-Ивановка в Красноармейском районе пришла учитель начальных классов Александра Тявина. Почти год она работает под руководством наставника - учителя начальных классов Наталии Кульковой, своей мамы. Александра - продолжатель педагогической трудовой династии Беляевых - Кульковых, которую основала ее прабабушка Анна Беляева.

 


Лаборатория идей
В школе №4 Чапаевска трудится 5 молодых специалистов, потому так важна работа наставников. Заслуженный учитель Самарской области Елена Татаринцева руководит творческой лабораторией педагогических идей. Педагогами-наставниками Валентиной Харымовой и Ольгой Зубовой тщательно подбираются формы и методы обучения молодых учителей: проблемно-деловая игра; работа в составе творческой группы; ярмарка педагогических идей; просмотр отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы.

Кураторы из Масленникова
В течение последних пяти лет школа в поселке Масленниково Хворостянского района приняла 11 молодых специалистов. Работу с молодыми курирует Виктор Шустов - мастер своего дела. Его задачей является обеспечение молодых получением  денежной субсидии, а также помощь в решении вопросов, связанных с жильем, ремонтом, бытом.
А самое главное - наладить сотрудничество между опытным учителем и молодым специалистом. Наставниками в школе стали учителя математики Галина Гомонова и Нина Деревяга, учителя начальных классов Наталья Зворыгина и Оксана Эйснер.

Помощь начинающим - в общих интересах
В системе образования существуют проблемы, связанные с педагогическими кадрами, одна из них - приток молодых специалистов. Как привлечь их в школу и как удержать?

За последние два года в школу №9 города Чапаевска пришли 6 молодых специалистов со стажем не более 5 лет (учителя математики, английского языка, начальных классов, биологии, истории и логопед). Окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. И для успешной адаптации молодых специалистов создано методическое объединение «Школа молодого учителя», руководителем которого является заместитель директора Оксана Ягова. Она старается понять, какая помощь требуется каждому учителю, как рациональнее использовать их способности.
В рамках методического объединения организована работа наставников (куратор начальной школы Марина Булгакова, куратор внеклассной работы Елена Хорохорина). Под их чутким руководством молодые учителя создают свой педагогический стиль, «почерк» в работе, ищут лучшие технологии, методики в обучении школьников, участвуют в конкурсах и побеждают. Мария Бикеева - участник регионального конкурса «Фестиваль методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2017» и призер окружного конкурса «Золотая коллекция видеоуроков», Юлия Серкова - победитель регионального конкурса «Молодой учитель - 2017».
В 2016-2017 учебном году в школе запустили педагогический проект «Использование коллаборационных форм взаимодействия как средства достижения согласия между педагогами разных уровней образования в подходах к обучению и воспитанию обучающихся». Молодые специалисты приняли активное участие: анализировали программы, учебники начальной и средней школы, выступали со своим методическим материалом. Было приятно видеть блеск в их глазах, огромный интерес к работе, вдумчивое постижение всех школьных «мелочей», желание совершенствовать свои знания.

Яркий старт технаря и педагога
Александр Энговатов в школе №1 поселка Безенчук с 1 сентября 2017 года ведет курс «Робототехника и инженерная графика» в 3-9 классах
Окончив в 2013 году СГАУ по специальности «Обработка металла давлением», он в 2017 году прошел курс переподготовки, получив специальность «Педагог (учитель) математики и информатики». Наставником Александра является отец, Олег Энговатов, который в свое время тоже окончил технический вуз, а потом по велению сердца пришел в педагогику.
За полгода работы в школе Александр принял активное участие в семинарах и конкурсах, выступал на методическом объединении математиков, физиков и информатиков юго-западного управления.
А также участвовал в областной практической конференции «Новые технологии для новых результатов» (Образовательная робототехника – часть инженерно-технического образования) и в мастер-классах компании LEGO Education в рамках «Дней программирования с LEGO Education».
Как тренер команд ЯROBOT и Magic Bot Энговатов с ребятами из своей школы принимал участие в III окружном робототехническом фестивале «РобоФест- Приволжье -2018». Его подопечный Андрей Кузнецов (из команды Magic Bot) занял 4 место, обойдя более 50 соперников.

«Теремок» открывает мир творчества
Детство для каждого из нас - чудесный период жизни. А благодаря людям добросердечным, любящим малышей, этот период превращается для самых юных граждан в добрую сказку. В 1980 году в селе Приволжье был открыт детский сад «Теремок»
Воспитанники детсада - в основном желанные ученики школ Приволжья. Есть и такие, кто, окончив учебу, вернулись в родной детский сад на работу. Молодым педагогам в «Теремке» предлагают трудиться по рабочей программе, но с учетом их предложений. С первых дней каждый может попробовать претворить в жизнь свои задумки.
Один из молодых специалистов - воспитатель с высшим профессиональным образованием Алёна Пименова. Только в прошлом году она приняла участие в 6 конкурсах, три из которых принесли победу. За международный творческий конкурс педагогов «Рождественская мастерская» она получила диплом победителя в номинации «Декоративно-прикладное творчество», заняла второе место в районном конкурсе проектов «Социальное партнерство в ДОУ», стала победителем окружного конкурса «Математика - это серьезно». Ее воспитанники - победители многих конкурсов районного, окружного и международного уровня.
На базе детсада проводятся мастер-классы, семинары для педагогов. Воспитатели занимаются самообразованием, проходят обучение на курсах повышения квалификации

Возвращение в родные пенаты
Молодая учительница пришла работать в сельскую школу, которую сама окончила пять лет назад
Всего полгода назад Нина Кудряшова вернулась учителем английского языка в родную в школу села Майское, из которого уезжала получать высшее образование. Под чутким руководством наставника, замдиректора Натальи Брагиной, она старается увлечь учеников своим предметом.
Кроме этого Нина Кудряшова со школьным активом учащихся проводит много интересных и важных мероприятий, направленных на воспитание патриотов, достойных граждан своей страны. С энтузиазмом занимается внеклассной работой, ведет объединение внеурочной деятельности «Танцы и фитнес», «Английский для начинающих» и «Инфознайка».
«Работа в школе не из легких, и за полгода были как взлеты, так и падения, но, вспоминая улыбки учащихся, их стремление ответить на уроках, выступления на сцене, можно сказать, что мною был сделан правильный выбор», - говорит Нина Кудряшова.

50

Последние статьи

03 апреля
02 апреля

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1