Жека, Персик и война

В Самаре показали спектакль Анатолия Праудина «Донецк. Площадка №2»

В Арт-котельной на Хлебной площади два вечера варил борщ Жека из Херсона. Санкт-петербургский театр «Цехъ» привез на гастроли спектакль Анатолия Праудина «Донецк. Площадка №2».

Анатолий Праудин — режиссер, известный своими спектаклями и самарцам («Гамлет», «Чайка» и др.), и питерцам, и всей России. А еще он известен любовью к экспедициям. Редкий спектакль Праудина обходится без «полевой» подготовки. Выезды в деревню для постижения русской классики — цветочки. Когда Праудин ставил Маркеса, постановочная группа ездила в Колумбию, этой осенью режиссер вместе с актером Алексеем Елхимовым плавал к берегам Гренландии - готовился к «Одиссее». А в январе 2016-го вместе с актером Иваном Решетняком и художником Игорем Каневским Праудин пересек российско-украинскую границу и перезимовал под Донецком. Работали на химическом заводе, собирали материал — и сделали спектакль про Жеку.

Жека — типичный маленький человек на войне, архетип из архетипов, с той разницей, что живет вот прямо сейчас где-то там, под Донецком, в бывшем рабочем поселке. Спектакль — документальный монолог героя, точнее, для него-то диалог — Жека все время общается с невидимым «человеком из Петербурга», задает вопросы, отвечает на его уточняющие, удивляется: «Ани Лорак не узнал? Ты ж с культурной столицы!» Речь Жеки — густо пересыпанный матом суржик, что при органичнейшем существовании актера порой рождает комический эффект, несмотря на все ужасы войны в его рассказах. Интересно, что спустя год после первого просмотра этого почти не помнишь. Предельную достоверность существования и «цепляющую» историю тяжелейшего выживания — да, а вот что это еще и остроумно, на трагикомическом водоразделе сделано — вспоминаешь только на показе.

Финал, напротив, на второй раз уже не кажется таким уж резонерским и морализаторским. В последней сцене, разоблачаясь — из образа, из костюма, из найденной речи и голоса, актер рассказывает личное. Как в том же Донецке в церкви его потрясло, что потерявший на войне жену отец Николай одинаково молится за все стороны. Актер трактует этот эпизод как чудо, снизошедшее на него, как внезапное понимание заповеди «Возлюби ближнего своего». А зрителю эта история еще раз напоминает, о чем спектакль. Не о Донецке, не о правых и виноватых. А просто о том, что всюду люди, и больше всего достается им. Таким, как Жека.

Он приехал сюда работать еще в мирное время — резал свиней, обеспечивал продовольствием химзавод. Райский уголок, говорит, был. Потом завод закрылся — пришли автоматчики «охранять ваш выбор». Да, до этого голосовал за что-то там, потому что обещали поднять зарплату. Потом даже повоевал в ополчении, потому что 15 тысяч платят, а завод стоит. Ушел почти сразу — чуть не убили, жизнь дороже. Теперь работает за 2 тысячи, и то благодаря пенсионеру Халявину, который восстановил один заводской цех. Но живешь все равно на передовой, и убить могут когда угодно — осколком, когда смотришь телевизор, военная полиция, если выйдешь на улицу без документов... А в родной Херсон нельзя — в паспорте штамп ополчения.

Неотапливаемая бывшая котельная Самарского элеватора — место, как нельзя более подходящее для «Донецка». Трудно представить больший эффект 3D и лучшие декорации для полуразрушенного войной общежития без воды и отопления. Хотя перед показом помещение нагрели пушками, и зрители, в отличие от актеров, не снимали верхнюю одежду. Особенно жалко было рыжего кота Персика — художника Игоря Каневского, который весь спектакль сидит на кровати или рисует героев Жекиных рассказов на стенах — все это на босу ногу, в меховом жилете на голое тело. Сваренный Жекой за время спектакля борщ, который разливают зрителям, оказался в самарские минус 20 не просто символическим причастием. Горячий суп в таком холоде и неустроенности — это жизнь. За которую так цепляется, вопреки всему, случайно оказавшийся на передовой простой парень Жека.

У Жеки, кстати, все по-старому. Халявин на связи с постановщиками.

126

Последние статьи

15 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября
09 ноября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1