Точки соприкосновения

Булат Халилов рассказал самарцам об этнической музыке Северного Кавказа

Фильм-диалог фольклора и электронной музыки (хотя, как скажет потом Булат, диалога не произошло) и лекция о том, как проходят музыкальные экспедиции в деревнях и аулах, собрали неожиданно много публики.

Встреча для многих началась с квеста «найди галерею». Ни вывесок, ни указателей, ни объяснения и номеров телефонов в группе «ВКонтакте». И незнакомец, услышав мой разговор по мобильному, спросил: «Вы тоже ищете?» Мы с опаской посмотрели на глубокий черный двор и туда не пошли, хотя, казалось бы, где ей еще быть? «Самара негостеприимна, – вздохнул незнакомец, - и вчера Булата не поселили в гостиницу, грубо выгнали без объяснений, хотя у него больные ноги…». Не пишу имени незнакомца, потому что сама не представилась, стало неловко за город. Пространство мы с горем пополам нашли, и незнакомец сфотографировал вход, чтобы остальным стало проще ориентироваться. Здание на улице Куйбышева, 103, в ожидании ремонта оказалось той самой «Галереей», но поиск нужного кабинета тоже стал квестом: «На третьем этаже, ориентируйтесь на звуки этнической музыки и голоса…».

При этом музыка Кавказа в этом неуютном, выглядящем заброшенным пространстве звучала вполне уместно (возможно, некая неустроенность дает ощущение свободы?), и было сложно представить всю эту историю в концертном зале, в бархате и свете. Горные пейзажи на экране, этническая музыка и постапокалиптический интерьер располагали к душевному, если не интимному, разговору, тем более что сам Булат — тактичный и деликатный, ни словом не обмолвился о негостеприимной Самаре.

Булат Халилов - журналист, ведущий передач на радио Кабардино-Балкарии, основатель этнографического лейбла Ored Recordings, суть которого в том, чтобы собирать и записывать традиционную музыку в городах, селах и аулах.

В фильме Булат рассказывает, что увлекался различными направлениями: дарк-эмбиент, дарк-фолк, апокалиптик-фолк, которые выросли из западной традиционной музыки. «Но потом я вдруг подумал: я же не немец, не скандинав…А что из себя представляет наша аутентичная музыка?».  

«Почему возникла идея создания лейбла, - объясняет он. - Как правило, фольклором занимаются ученые. Они ездят по деревням, записывают, но вы не слышите этих записей. Они хранятся у фольклористов в архивах». «Они слушают, - улыбнулся Булат, - и им хорошо».

Что касается фильма, снятого режиссером Сашей Вороновым, то в его основе – путешествие московского электронщика Moa Pillar (Федора Переверзева) по Кабардино-Балкарии и Адыгее, в котором его сопровождает, а вернее, является проводником Булат Халилов. Идея принадлежит главному редактору портала InRussia Фуркату Палванзаде. «Я писал тексты о фольклоре, и Фуркат предложил снять фильм о нашем лейбле. Киностудии показалось этого мало, нужна была драматургия, какой-то конфликт, и тогда решили пригласить стороннего музыканта».

Федор Переверзев во время экспедиции ищет возможность сделать совместную запись с местными музыкантами, экспериментирует, учится играть на национальных инструментах. Каждый день главные герои записывают на камеру свои впечатления и эмоции. Фильм начинается с самой последней записи Булата, в которой он с нескрываемой досадой признается, что разочарован в проекте, «опять это будет суперповерхностный материал о культуре Кавказа», и заранее извиняется перед друзьями и всеми, кто принимал участие в съемках.

«Но после того, как фильм смонтировали, мы изменили к нему отношение, - сказал Булат на встрече, - хотя он недостаточно глубокий...». (Картина была представлена в программах российских и европейских фестивалей, среди которых Beat Film Ferstival и «Артдокфест»).

Но диалога действительно не произошло. В фильме звучит созданная Федором во время путешествия музыка, однако позже в одном интервью музыкант признается, что у него отпало желание обращаться к этническим инструментам. А сам Булат в картине и после нее говорит, что этническая музыка самодостаточна, ее надо изучать, сохранять, популяризировать, и если вы считаете, что она нуждается в приукрашивании, в переделке, вы ее принижаете.

После просмотра картины и лекции Булат показал фрагменты фильма «Черкесия» - можно сказать, альтернативного по отношению к «Кострам и звездам». Фильм снят в соавторстве с французским режиссером Винсентом Муном. Но это уже действительно совсем другая история, без малейшего налета глянца.

12

Последние статьи

22 августа
21 августа
20 августа
19 августа
16 августа
15 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4