Свободное движение «Воды»

Владимир Федотов – о рок-музыке, документальном кино и съемках в телефильмах

Ровно тридцать лет назад, в 1987 году, в Самаре была создана рок-группа группа «Вода». До начала 2000-х годов каждое выступление группы становилось событием в музыкальной жизни города. 18 ноября в честь юбилея «Вода» вновь соберется на сцене КРЦ «Звезда». По этому случаю из Москвы, чтобы принять участие в концерте, приехал создатель и лидер группы, музыкант, композитор, режиссер документального кино Владимир Федотов.

Позитивный рок

- Как, на ваш взгляд, изменилось рок-движение в стране за эти тридцать лет?

- Я не теоретик рока. Но могу предположить, что изменения связаны, видимо, прежде всего, с развитием технологий и большей доступности музыки. Есть постулат, что рок-музыка – это, главным образом, протест. Наверное, так оно и было. Но довольно быстро все переменилось. Рок-движение фрагментировалось. Какие-то группы ушли в коммерцию. Музыка стала бизнесом. Те, кто заявил о себе в конце восьмидесятых, в основном сохраняют свою публику и наращивают новую. Кто-то не вписался в бизнес-модели и исчез. Рок-музыкой обычно начинают заниматься лет в пятнадцать. Если к двадцати пяти годам ты чувствуешь, что никакого отклика нет, то дальше этим можно и не заниматься. Музыка отнимает много времени и денег: требуется специальное оборудование, аренда репетиционных помещений, студий для записи и так далее. Конечно, идеальный вариант, когда зарабатывание денег на концертах и записях ты можешь совместить с творческими поисками. Когда пишешь песни, не кривя душой.

- А что произошло за эти тридцать лет с группой «Вода»? В последнее время о ней меньше слышно…

- Конечно, я не могу сказать, что все эти годы мы работали без перерыва, не покладая рук. Мы никогда не были включены в шоу-бизнес. В большей степени занимались музыкой для себя. Для своего удовольствия. В какой-то момент мы, правда, оказались в этой структуре - концерты, записи. Но так и не вышли на такой уровень, чтобы зарабатывать только своим музыкальным творчеством. Мы просто занимались тем, что нам нравится, и в некоторые периоды это вызывало определенный интерес у публики.

- Применительно к вашей группе иногда говорят: позитивный рок. Согласны с этим?

- Согласен. Протеста против чего-нибудь в нашем творчестве никогда не было. Мы сознательно уходили от какой-то социальной остроты. Наши песни о другом - о каких-то внутренних переживаниях, о взаимоотношениях людей. Да, они позитивные. Но не особенно веселые. Меня иногда даже ругали за то, что песни слишком грустные. Но проходило какое-то время, и те же люди говорили, что эти грустные песни оставили след в их душе.

- Наверное, не могли не измениться за это время интонации, настроение песен…

- Конечно, они изменились. Когда мы только начинали, в песнях было больше озорства, экспериментов. Были какие-то вещи, которые я уже не смогу повторить в силу возраста. Мы стали более сдержанны. Прыгать по сцене уже неохота. Но, несмотря на это, в нашем репертуаре много песен, написанных тридцать лет назад. Я их с удовольствием пою, и для меня они не потеряли смысла. Другое дело, что они приобрели некое другое наполнение. Поменялись аранжировки. И мы сами изменились.

- Состав группы сильно менялся?

- Да. Видимо, ее название обязывало к этому. В самом начале нас было двое – я и Дмитрий Лукин. До седьмого класса мы занимались в разных школах, но дружили. В седьмом классе, когда я начал тренькать на гитаре и понял, что надо создавать группу, уговорил Лукича перейти в нашу школу. И мы уже учились вместе. Группа появилась, когда мы были восьмиклассниками. Еще одним музыкантом был покойный ныне Сергей Булгаков – Буля. Потом Сергей стал писать свои песни, и в рамках одной группы мы не стали умещаться. Он создал свою – «Шиза». Минимальный действующий состав, который до сих пор сохранился – я и басист Дмитрий Лукин. Остальные музыканты приходили и уходили. Например, Ольга Олейникова, которая будет с нами на юбилейном концерте. Матвей Сигалов – Мотя, гитарист и скрипач, который уже давно живет в Вашингтоне. Он тоже будет с нами в «Звезде». С Мотей мы познакомились в 88-м году. Мне тогда было шестнадцать, Моте - четырнадцать. Он уже тогда классно играл на скрипке и вплоть до 92-го или 93-го года регулярно помогал нам, участвуя в концертах. А концерты были непредсказуемы. Удавалось организовать – звонишь ему. «Можешь?» - «Могу». Репетировали прямо дома у кого-нибудь.

- Как я понимаю, на юбилейном концерте будет ретро-программа…

-Там будут песни, написанные и тридцать лет назад, и в начале двухтысячных. К середине двухтысячных годов я перестал регулярно брать в руки гитару и занялся другими делами. На радио у меня как-то спросили: «У вас есть новые песни?» А я подумал: что это значит - новые? У меня есть песни, которые лежат в черновике лет десять. Когда я исполняю их впервые – они новые или старые? Не знаю.

Интересный опыт

- С этого понедельника на ГТРК идет сериал «Доктор Рихтер». Я слышал, что вы там сыграли роль?

- Там небольшая сцена. Я даже не уверен, оставят ли ее при монтаже. Но во всяком случае, для меня это был интересный опыт. Профессионального актерского образования у меня нет. Правда, когда учился во ВГИКе, снимался в учебных работах, играл на сцене. А в сериал меня пригласил режиссер Илья Казанков - мы с ним сдружились во ВГИКе. Я играю там аптекаря, даю главному герою наркотики, которые тот употребляет по ходу фильма. Через несколько месяцев после съемок мне снова позвонил Казанков и сказал, что запускается на Первом канале с новым сериалом, его рабочее название – «Потапов и Люся». Пригласил на кастинг. Сначала мне предложили небольшую роль бомжа. Потом вместо нее - судмедэксперта. А еще Илья взял в фильм одну из моих песен, которую главный герой слушает на магнитофоне.

Неосуществленное

- В чем сейчас основная ваша деятельность? На что тратятся усилия?

- В основном на поиск. По профессии, полученной во ВГИКе, я - режиссер. Не помню, кто-то сказал, что на 95 процентов эта профессия состоит из поиска денег на осуществление проекта. Так оно и есть. Последний мой документальный фильм вышел на Первом канале в 2014 году – «Флаг. Символ преемственности». Есть проекты новых фильмов, но пробить их непросто. Несколько лет назад мы, вгиковцы, собрались в творческое объединение. Нас было человек тридцать – режиссеры, операторы, актеры, сценаристы, звукорежиссеры. Собрали пакет заявок. Десять неигровых работ, две или три игровые. Бились, бились, бились. Года четыре. И ничего. У меня, например, была заявка на фильм о легендарном фронтовом кинооператоре Николае Порфирьевиче Киселеве, который много лет работал на Куйбышевской студии кинохроники. Долго я пробивал этот проект. Не получилось. В последние годы изменилась система финансирования документального кино. Как было раньше? Ты написал заявку, синопсис. Пришел на студию, предложил. Если там заинтересовались, берут картину «в работу». Сейчас требуется денежный залог за каждую заявку. Субсидии через Минкульт выделяются на определенные темы. Они формулируются довольно свободно, и в одной категории могут конкурировать, скажем, заявки на фильм о какой-нибудь столичной медийной персоне и на фильм о сибирских рыбаках – чтобы его сделать, требуется масса времени и средств. Выигрывают же в этих торгах те, кто предложит меньшую сумму затрат на фильм. По-моему это неправильно.

- Что же служит для вас источником заработка?

- Я свободный художник, не приписан ни к какой студии. А жить на что-то надо. Поэтому я не отказываюсь от монтажа каких-то вещей для Интернета, от создания рекламных роликов. Иногда приглашают на озвучку фильмов на Первом канале…

- Помню, у вас была идея сделать фильм о группе Led Zeppelin…

- Да, это моя давняя мечта. Но пока не знаю, с какого боку подступиться к фильму. Возможно, это будет чисто монтажная работа. В монтажном кино, мне кажется, не меньше возможностей для самовыражения, чем в обычном документальном фильме. Вспомним, как в свое время интересно перемонтировала кинохронику к 300-летию Дома Романовых Эсфирь Шуб. И эта хроника стала смотреться совсем по-другому…

Прыгать по сцене уже неохота. Но, несмотря на это, в нашем репертуаре много песен, написанных тридцать лет назад. Я их с удовольствием пою, и для меня они не потеряли смысла

75

Последние статьи

25 июня
24 июня
22 июня
20 июня
19 июня
18 июня

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3