Командующий авиапарадом

В небе над Куйбышевом и областью кружилась целая карусель самолётов. Организовать парад было крайне сложно: собрать 230 разноскоростных самолётов 14-ти разных подразделений, не летавших вместе, на высоте 500 м. в парадный строй! Взлетев около 9 утра, бомбардировщики сели уже после 12. Всех дозаправляли с посадкой на аэродроме в районе посёлка Батраки Куйбышевской области. После того, в районе Пензы, не меняя высоты, они летали и ждали очереди вернуться и пролететь над городом

Командующий авиапарадом

Авиапарад в куйбышевском небе
В куйбышевском параде 7 ноября 1941 г. после наземной техники под звуки «Всё выше, и выше» полетела авиация. Над площадью прошли 229 самолётов (хотя Ворошилов потом докладывал Сталину о 233):
7-го запасного полка (27 бомбардировщиков ДБ-3 из Бузулука);
8-го (Багай-Барановка Вольского района Саратовской области), 13-го (г. Кузнецк Пензенской области в 234 км от Куйбышева) и 16-го (Куйбышев) истребительных полков ПриВО (15 истребителей Як-1);
9-го запасного полка (бомбардировщики Пе-2 из Казани, аэродром Самосырово);
10-го запасного полка (18 штурмовиков Су-2 из Каменки Пензенской области);
15-го (27 разведчиков Пе-2 с аэродромов г. Петровск, Ртищево и Аткарск-Синицыно Саратовской области) и 21-го запасных авиаполков;
1-й запасной авиабригады (сводный полк из 35 штурмовиков Ил-2 воронежской ещё сборки);
Энгельской авиашколы (27 бомбардировщиков СБ);
Качинской авиашколы (36 истребителей И-16), из г. Красный Кут Саратовской области (400 км) прилетели в Куйбышев с промежуточной посадкой и дозаправкой;
1-й и 3-й Чкаловских авиашкол (27 бомбардировщиков СБ из Оренбурга) и эвакуированного в Куйбышевскую область Николаевского морского авиаучилища (27 бомбардировщиков СБ с аэродромов Безенчук, Екатериновка, Звенигородка, Песочное, Преполовенка и Обшаровка).
А.И. Подольский вспоминал: «Перед нами, командирами авиабригад, поставили задачу: во время парада пройти над площадью Куйбышева на предельно низкой высоте – 500 метров. Мы преисполнились какой-то отчаянной злости и решили показать, на что способна советская авиация. 7 ноября 1941г. летчики-штурмовики 1-й запасной авиабригады вылетели из Чапаевска на 45 самолётах (плюс 20 резервных). И хотя накануне представитель Ставки Верховного главнокомандования К.Е. ВОРОШИЛОВ сказал мне: «Смотри, на трибунах будет не только советское правительство, но и дипломаты из разных стран. Лететь строго на высоте 500 метров!», я решил: «Где 500, там и 300. Замерять не будут». Уж больно мне хотелось показать всем, что мы не разбиты – МЫ ЕСТЬ. Но не учел одного обстоятельства: дело в том, что Чапаевск расположен ниже Куйбышева на 80 метров. Значит я, будучи ведущим, шел над Куйбышевом уже на высоте 220 метров. А за мной – 9 «пятерок» ведомых «Илов», отделенные друг от друга по принципу «этажерки» всего 15 метрами высоты. И получилось так, что последняя наша «пятерка» оказалась на высоте всего 80 м над землей!... Рев был, сами понимаете, какой! Летели так низко, что позже летчики делились своими впечатлениями: «Понимаешь, Калинин прямо на меня посмотрел!» На что другие отвечали: «А руку он тебе не пожал?» Поздним вечером получаю приказ – срочно явиться к командующему… Пришлось вылететь ночью на «У-2» с пилотом Соль-Акимовского Куйбышевского аэродрома. Прибыл к командующему. Тогда им был В.А. СУДЕЦ, впоследствии маршал авиации, человек строгий, любящий порядок. Он поставил меня по стойке «смирно» и зачитал приказ: «За злостное нарушение дисциплины во время воздушного парада – предать военному трибуналу». На меня наложили домашний арест. Но уже на следующий день снова доставили к командующему и вручили еще один приказ, на сей раз – из Наркомата обороны. Ну, думаю, этот приказ еще покруче будет. Но когда прочел его, чуть не подпрыгнул от радости. Там говорилось, что воздушный парад прошел очень хорошо, а особенное впечатление произвели штурмовики, ведомые полковником Подольским. Этим же приказом нам объявлялась благодарность от товарища Сталина… Во время парада председатель советского правительства М.И. Калинин спросил у окружающих:
– На какой высоте эти молодцы летят-то?
Ему ответили:
– 500 метров.
А с трибуны хорошо была видна кирха. И тогда Калинин заметил:
– О, какая кирха-то высокая. Самолеты ниже нее летают».
Юрий Фёдорович Волостнов подтверждает слова командира: «…технический состав из Воронежа к началу парада ещё не прибыл, а я прилетел вместе с лётчиками, и мне пришлось одному готовить эскадрилью (9 самолётов) для участия в параде. Все самолёты полка пролетели и вернулись на аэродром благополучно… Самолёты шли очень низко, шумом моторов навели ужас на присутствующих на параде и особенно на послов и военных атташе зарубежных стран».
В небе над Куйбышевом и областью кружилась целая карусель самолётов. Организовать парад было крайне сложно: собрать 230 разноскоростных самолётов 14-ти разных подразделений, не летавших вместе, на высоте 500 м. в парадный строй! Взлетев около 9 утра, бомбардировщики сели уже после 12. Всех дозаправляли с посадкой на аэродроме в районе посёлка Батраки Куйбышевской области. После того, в районе Пензы, не меняя высоты, они летали и ждали очереди вернуться и пролететь над городом. Только в командирских машинах у стрелков-радистов были средневолновые станции дальней связи, командиры, получая команды с земли, переводили их подчинённым на язык жестов (условных покачиваний крыльями). Пилоты мёрзли в кабинах, некоторые вернулись домой в мокрых меховых штанах. Для парада задействовали все аэродромы Куйбышевской области: Троекуровку в Сызрани, гражданский местной авиации Смышляевки, совместный авиазаводов на Безымянке, военный на Кряжу.
И за всей этой сложнейшей системой успешного парада стоял будущий маршал авиации – Владимир Александрович Суде́ц.

Жизнь до парада

Родился Володя 23 октября (5 ноября) 1904 г. в посёлке Нижнеднепровск (ныне в черте города Днепр Украины) в семье рабочего. Окончив 7 классов, он работал на заводе в Запорожье.
Став членом РКП(б) с 1924 г., он вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА) в 1925 г.
Владимир Александрович окончил военно-техническую школу ВВС в 1927 г., школу лётчиков – в 1929 г., Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной инженерной академии – в 1933 г.
В 1933-37 гг. Судец служил в Монголии, был инструктором-советником командира авиабригады Монгольской народно-революционной армии, командовал авиагруппой ВВС РККА.
Принял он участие и в советско-финской войне 1939-1940 гг.
В небе Великой Отечественной войны Владимир Александрович оказался с августа 1941 г., командовал ВВС 51-й армии, затем – ВВС Приволжского военного округа. Именно в этой роли он и организовывал авиапарад на площадью Куйбышева.

Военная история после парада

После Куйбышева Судец возглавлял 4-й бомбардировочный корпус дальней бомбардировочной авиации, 1-й бомбардировочный авиакорпус, 1-ю бомбардировочную воздушную армию.
С марта 1943 г. Владимир Александрович руководил 17-й воздушной армией, под его началом сражавшейся в воздушных операциях ВВС РККА в мае 1943 г., над Курской битвой, в Изюм-Барвенковской, Донбасской, Нижнеднепровской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской, Ясско-Кишинёвской, Бухарестско-Арадской, Дебреценской, Будапештской, Балатонской, Венской и Грацко-Амштеттенской.
За умелое руководство армией в операциях 1943-45 гг. и личное мужество и отвагу генерал-полковнику авиации Судцу 28 апреля 1945 г. присвоили звание Героя Советского Союза.

Работа и жизнь после войны

С 2 апреля 1946 г. Владимир Александрович снова возглавил 17-ю воздушную армию.
В 1950 г. Судец окончил Военную академию Генерального штаба, стал начальником Главного штаба и заместителем главкома ВВС.
В 1955 г. Владимир Александрович получил звание маршала авиации, и с марта 1955 г. по апрель 1962 г. был командующим дальней авиацией ВВС СССР.
Параллельно развивалась и политическая карьера – Судец был кандидатом в члены ЦК КПСС в 1961-66 гг. и депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва.
Главнокомандующим Войсками ПВО СССР – заместителем министра обороны СССР Судец был с апреля 1962 г. по июль 1966 г. В октябре 1964 г. Владимир Александрович стал Народным Героем Югославии в 1964 г. за героизм в борьбе с общим врагом.
С уходом в отставку в 1966 г. он – в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
В 1971 г. Судцу присвоили звание Герой Монгольской народной республики с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Сухэ-Батора.
Скончался Владимир Александрович 6 мая 1981 г., и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище на Аллее Героев.
В семье маршала было пятеро детей. Из них – 3 сыновей, все стали авиаторами и дослужились до полковников.
Запечатлённая память
Судец включён в текст памятника в г. Апостолово, в его память установлен памятный знак в с. Смородино Запорожской области.
Стратегический бомбардировщик ВКС России Ту-160 2 декабря 2004 г. назван «Владимир Судец».
Среди наград маршала 4 ордена Ленина, 1 – Октябрьской революции, 5 – Красного знамени (и ещё 2 – Красного знамени Монголии), 1 – Суворова 1-й степени и 1 – 2-й ст., 1 – Кутузова 1-й ст., 1 – Красной звезды, 1 – «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст. Югославия наградила Судца также орденом Партизанской звезды 1-й ст., Венгрия – орденами Знамени 1-й ст., Заслуг 5-й ст. и Венгерской свободы. Владимир Александрович – почётный рыцарь-командор ордена Британской империи, обладатель орденов «За военные заслуги» 2-й ст. с мечами и военным отличием и «Отечественная война 1944-1945» Болгарии.
Города Запорожье (1970) и Тирасполь избирали его своим почётным гражданином.
С 10 июля 1981 г. Ставропольское высшее военно-авиационное училище лётчиков и штурманов получило имя Судца.
В Москве 3 февраля 2015 г. его именем названа улица в Хорошевском районе.

86

Последние статьи

18 апреля
16 апреля
15 апреля
12 апреля
11 апреля

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3