экология

Кто загрязняет атмосферу

В Тольятти этим летом более 40 раз отмечалось превышение ПДК в воздухе

В этом году в безветренные дни тольяттинцы не раз жаловались на присутствие в воздухе вредных выбросов. На днях в Автограде собрались эксперты, чиновники и промышленники, чтобы разобраться, кто виноват в выбросах загрязнений, и как с этим бороться. Как выяснилось, больше всех загрязняют городскую атмосферу вовсе не химзаводы.

Источники зла
Обсуждение прошло в рамках выездного заседания общественной комиссии областной думы по вопросам охраны окружающей среды под председательством зампредседателя профильного комитета Дениса Волкова. В качестве экспертов выступили специалисты контролирующих органов. Для отчета пригласили и представителей крупных тольяттинских химзаводов.
Замруководителя Росприроднадзора по Самарской области Дмитрий Шинкевич рассказал, что действительно все тольяттинские предприятия вносят свою лепту в загрязнение атмосферы. Начиная с середины июля более 40 раз отмечалось безветрие, когда смог оседал над городом и отмечалось превышение ПДК вредных веществ. «В ходе проверок, проведенных совместно с природоохранной прокуратурой, были выявлены нарушения в работе трех предприятий. Сейчас они приводят показатели в норму. Однако предприятия - не основной источник загрязнений. Больше всего на состояние атмосферы в регионе влияет автотранспорт, который дает от 60% до 80% всего объема выбросов. В Тольятти эта цифра достигает 65%. Поэтому региональная и городская политика должна учитывать программные мероприятия по минимизации этого воздействия», - сообщил Шинкевич.
Директор тольяттинской гидрометобсерватории Надежда Карпасова отметила, что выбросы автотранспорта по региону в 2016-м составили 312,8 тыс. т, где 105,3 тыс. т - в Самаре, 45 тыс. тонн - в Тольятти. Среди городов ПФО наш областной центр лидирует. Для сравнения: в Саратове автомобили «нагазовали» за прошлый год 63,4 тыс. т, в Ульяновске - 32,6 тыс. т, в Казани - 72,7 тыс. т, Нижнем Новгороде - 96,7 тыс. т, Уфе - 81,6 тыс. т. Как уменьшить выбросы от автотранспорта? Экологи говорят, что для этого нужно развивать сеть общественного транспорта, строить развязки, мосты, а также контролировать качество топлива и проведение качественного техосмотра.
Еще одним источником загрязнения воздуха в Тольятти являются ТЭЦ. Из-за того, что там до сих пор используют твердое и жидкое топливо, в атмосфере Автограда, по сравнению с другими городами, в 3-5 раз выше концентрация токсичного канцерогена бензапирена.

Зеленый щит
Председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак подчеркнул роль леса в оздоровлении экологической среды города: «Несмотря на меры, которые прилагались все эти годы к восстановлению пострадавшего в Тольятти Ставропольского бора, ситуация пока не изменилась. Необходима городская программа по развитию зеленых насаждений города. Причем она должна касаться не только лесных кварталов, но и жилых районов и быть спроектирована исходя как из экологических соображений, так и из эстетических и рекреационных задач». С этим согласились и другие эксперты.

Под контроль
На заседании была поднята и проблема мониторинга загрязнений. Сегодня на территории региона воздух анализируют в девяти населенных пунктах: Самаре, Тольятти, Жигулевске, Новокуйбышевске, Сызрани, Чапаевске, Отрадном, Похвистневе, Безенчуке. Всего на область 33 стационарных поста, 8 из которых - в Автограде. По мнению экспертов, существующая система постов устарела технически - их не модернизировали 40 лет - и топографически. В той же Самаре есть пункты, расположенные там, где уже давно нет заводов. Важно расширить и спектр контролируемых веществ. В Тольятти, например, анализируют показатели только по 23 загрязнениям. Но никто не знает, сколько же их сбрасывается на самом деле. Возможно поэтому, по мнению Карпасовой, даже во время появления смога показатели ПДК порой оказывались в норме: идентифицировать другие загрязнения невозможно. Также в Автограде нет оперативной лаборатории и эту проблему тоже надо решать, чтобы быстро реагировать на тревожные сигналы.
Участники заседания пришли к выводу, что Минприроды региона нужно озаботиться разработкой областной программы по модернизации сети мониторинга состава загрязнений. Предприятиям рекомендовано активнее взаимодействовать с горадминистрацией в экологических вопросах. Например, за счет заводов на границах их санитарно-защитных зон можно установить станции контроля воздуха, чтобы вести мониторинг выбросов с возможных источников. Все сошлись во мнении, что Тольятти нужна городская программа озеленения и усиление контроля за отходами производств.

Надежда Карпасова, директор тольяттинской гидрометобсерватории:
- В былые годы в августе тоже нередко бывало жаркое безветрие, но столько жалоб на выбросы, как в последнее время, не было. Тольятти лишился леса, который всегда являлся зеленым щитом города и фильтром от загрязнений. Это, как и ежегодный рост количества автотранспорта, усугубило ситуацию.

Андрей Якимович, заместитель главного инженера ПАО «КуйбышевАзот»:
- Мы понимаем, что по роду своей деятельности наше предприятие оказывает воздействие на окружающую среду, и осознаем свою ответственность. Именно поэтому вкладываем огромные деньги, по 10 млрд рублей в год, на модернизацию и внедрение прогрессивных технологий, обеспечивающих совершенно другой уровень экологической и промышленной безопасности. Работа по экологическому совершенствованию производств ведется постоянно. Начиная с 2000 года при росте выработки товарной продукции в 2 раза объем удельных выбросов был снижен в 1,3 раза, а химзагрязненных стоков в 2,8 раза. Например, в этом году мы завершаем три значимых природоохранных проекта и еще несколько - в процессе реализации. Самый крупный из них - строительство очистных сооружений ливневых стоков Северного промузла и части Центрального района, где затраты только по первому этапу порядка 1 млрд рублей. Также мы всегда очень внимательно относимся к результатам проверок таких ведомств, как Росприроднадзор и Ростехнадзор, которые помогают выявить моменты, которые видны именно со стороны - как наши ошибки, так и проектных и других организаций, привлекаемых к работе над документацией. Подобная совместная работа очень важна, и главный ее результат - совершенствование систем безопасности и уменьшение воздействия на окружающую среду.

Ирина Давыдова, начальник отдела охраны окружающей среды ООО «СИБУР Тольятти»:
- Ежегодно «СИБУР Тольятти» направляет значительные средства на модернизацию оборудования с целью повышения экологичности производства и уровня промышленной безопасности. Так, в последние годы на предприятии проведена масштабная реконструкция производства бутилкаучука, реализован проект по закрытой схеме слива-налива углеводородного сырья, осуществлен переход на более современный способ выработки холода. В текущем году на площадке продолжается техническое перевооружение производства изопрена, реконструкция биологических очистных сооружений. Обновляются пылеулавливающие устройства, производится замена насосного оборудования на герметичное, которое перекачивает углеводородное сырье, что исключает вероятность попадания производственных соединений в атмосферу. Также реализуется комплекс мероприятий по энергосбережению, что влияет на сокращение выбросов от ТЭЦ. На следующий год запланировано техническое перевооружение факельного хозяйства, проведение работ по повышению эффективности оборудования, реконструкции ряда аппаратов.
С начала 2000-х годов выбросы от предприятия снизились на 13,5%. СИБУР занимает активную позицию по восстановлению городского леса и решению других общественно важных задач. Предприятие готово и в дальнейшем участвовать в общей работе с ведомствами и экологическими экспертными организациями для создания благоприятной экологической среды города.

Сергей Симак, председатель центрального совета Российской зеленой лиги:
- Действующая система мониторинга дырява и не учитывает все загрязнения. Отсутствие достоверной информации - серьезнейшая проблема. Веществ, попадающих в воздушный бассейн Тольятти, может быть под сотню, а контролируются лишь 23. Ведь помимо крупных предприятий, деятельность которых достаточно прозрачна и подотчетна, есть сотни малых производств разной направленности, которые вне системы контроля и сбрасывают разные неизвестные токсиканты. Нужны исследования по составу загрязнений, поступающих в Тольятти, которых никто доселе не проводил. Без этой информации невозможно принимать никаких решений по охране природы. И, конечно же, нужны ресурсы, чтобы это реализовать.

Павел Мельников, директор Института химии и инженерной экологии ТГУ:
- Структура воздушных загрязнений формируется из нескольких источников. Наименьшую их долю вносят промпредприятия федерального контроля (АВТОВАЗ, химзаводы и т.п.), чьи выбросы прогнозируемы и содержат минимум ксенобиотиков - чужеродных веществ, не способных включаться в природные циклы, перерабатываться и обезвреживаться. В частности, совокупный объем выбросов трех крупных тольяттинских химзаводов в год составляет чуть меньше 15 тыс. тонн. А есть небольшие предприятия, которых в Тольятти более 900. Они зачастую не соблюдают техрегламенты, и их выбросы содержат максимум ксенобиотиков, которые мигрируют в природе и накапливаются. Что касается загрязнений выхлопами автотранспорта, нередко, чтобы повысить октановое число топлива, недобросовестные производители используют некачественные присадки, например, тетраэтилсвинец. Необходимо использовать более современные добавки, в частности, МТБЭ. Некачественное топливо сильно повышает вредность выхлопов, способствует образованию бензапирена, который не разлагается и оказывает мутагенное действие. Устройство, которое отвечает за качество выхлопов в автомобиле, называется каталитический конвертер.
Он предназначен для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Однако на практике автолюбители редко их обновляют в ходе техобслуживания. Еще один фактор риска - это сфера ЖКХ: отходы, стоки, бытовая химия, современные отделочные и стройматериалы. Попадая на полигоны, последние способны давать такие соединения, которые несоизмеримы по вредности с выбросами химпредприятий. Поэтому качество топлива, как и культуру обращения с отходами, важно контролировать.

64

Последние статьи

22 марта
21 марта

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3