В ногу со временем

Выставка «Разные поезда. Французский современный танец в России»
50 фотографий Владимира Луповского представлено на выставке в Самаре
50 фотографий Владимира Луповского представлено на выставке в Самаре

В галерее «Формограмма» до конца рабочей недели открыта выставка одного из лучших театральных фотографов России Владимира Луповского. Проект посвящен французскому современному танцу.

Энциклопедия contemporary

Выставка «Разные поезда. Французский современный танец в России» стоит в программе сразу двух фестивалей: Французской осени «Альянс Франсез» и Недели современного танца. На снимках Владимира Луповского - 25 лет contemporary dance в России. Можно даже не уточнять, что французского, имена Жозефа Наджа, Филиппа Декуфле, Бориса Шармаца и многих других не нуждаются ни в представлении, ни в прописке. Но четверть века исполняется не только знакомству с Францией как важнейшим центром актуальной хореографии, но и Французскому институту в России (основанному в 1992-м как Французский культурный центр в Москве). На его счету - сотня привезенных спектаклей, больше 25 копродукций, мастер-классы, лаборатории, кинопрограммы…

На фотографиях Луповского есть и спектакль, приезжавший в Самару - «Па-де-де с экскаватором» Доминика Буавена, танец машины и артиста, исполненный на площади Куйбышева осенью 2012-го. И «Весна священная», поставленная Режисом Обадиа с «Балетом Москва» (в Самару хореограф привозил свою французскую труппу). С трудом отобранные из тысяч, где-то потребовавшие реставрации, эти полсотни снимков - целая энциклопедия современного французского танца. Можно даже использовать выставку в образовательных целях - составить список и поискать по нему видеозаписи в Сети: Сейду Боро, Жоэль Бувье, Клод Брюмашон, Франсуа Верре, Карлотта Икеда, Каролин Карлсон, Маги Марен, Режис Обадиа, Карин Понтьес...

Нужно ли говорить, что Владимир Луповской - великолепный театральный репортер. Что он схватывает движение и атмосферу так, что ты чувствуешь хореографа, спектаклей которого никогда не видел. Что атлетичные тела из «Весны священной» Режиса Обадиа и кринолины из «Парка» Анжелена Прельжокажа, как и маски легендарной «Золушки» Маги Маррен (в 1996-м она первой показала контемпорари на сцене Большого) — это все современный танец, и на этой выставке, как ни на какой другой, понимаешь, насколько он несводим к единым принципам или определениям.

«Снимаю жизнь»

«Я снимаю не только хореографию, я снимаю жизнь», - говорит Владимир Луповской. Физик и фоторепортер по образованию, он больше десятка лет занимался наукой и увлекался фотографией. «В 1993-м Гете-институт привез мэтров немецкого танца - Пину Бауш, Сюзанну Линке, Урса Дитриха. А меня не было в Москве, я приехал к последнему дню гастролей и впервые увидел спектакль современного танца. Одновременно Гете-институт привез фотовыставку, из которой я узнал, что театр можно снимать не только постановочно, как в журнале «Балет», а наоборот, в движении — как в жизни. Современная хореография до сих пор привлекает меня тем, что она близка к нашей жизни», - рассказывает фотограф.

Как работает? Бывает, что не разрешают снимать на спектакле — только на репетиции. Репетицию в любом случае лучше посмотреть, потому что тогда знаешь, с какого ракурса снимать, и можешь предугадать движение. В чем отличие от съемки драматического спектакля? «Композиционно работаешь примерно одинаково. Но в если в хореографии важнее линия движения, то в драматическом театре больше акцента на лица актеров и сюжет», - поясняет автор.

«Владимир Луповской начинал свою деятельность фотографа с открытием Французского культурного центра в Москве. Он снимал почти все спектакли, которые мы привозили, - рассказывает куратор творческих проектов Французского институт в России Ирина Зайцева. - И нам было очень сложно отобрать 50 фотографий из более чем ста спектаклей».

Выставку Владимира Луповского уже видели в Казани, Петербурге и Костроме. В Самаре она открыта до 3 ноября включительно. А после вернется в Москву и будет представлена в Атриуме Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, затем - в Екатеринбурге и, возможно, в Новосибирске. Во всех городах выставку показывают в программе танцевальных фестивалей, и везде так или иначе присутствует и сам французский современный танец. В Самаре показали премьеру Hush камерного балета «Пантера» (Казань) и Антони Казо (Франция), подготовленную при поддержке Французского института в России.

Ирина Зайцева, куратор проектов Французского института в России:

- Владимир Луповской начинал свою деятельность фотографа с открытием Французского культурного центра в Москве. Он снимал почти все спектакли, которые мы привозили.

36

Последние статьи

18 апреля
16 апреля
15 апреля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3