ГЛОНАСС - навигация для нас

Главная задача развития системы ГЛОНАСС - повысить ее точность

В конце сентября самарская ракета-носитель «Союз-2.1б» вывела на орбиту очередной спутник «ГЛОНАСС-М», доведя группировку до 26 единиц. Российской навигационной системой ГЛОНАСС сегодня пользуются во всем мире, и особенно в высоких широтах, где качество ее сигнала выше, чем у американской GPS.

Ночной старт самарской ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Плесецк 22 сентября 2017 года стал очередным шагом в развитии отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. На рабочую орбиту был выведен космический аппарат «ГЛОНАСС-М» №752. По информации Прикладного потребительского центра ГЛОНАСС, ввод этого спутника в систему запланирован на 20 октября.

Собственную космическую навигационную систему, поначалу для нужд обороны, наша страна начала формировать с 1982 года. 12 октября под наименованием «Космос-1413» был запущен первый навигационный спутник типа 11Ф654. Всего за 35 лет было изготовлено 87 таких аппаратов, а также 52 «ГЛОНАСС-М» (11Ф654М) и 2 перспективных аппарата «ГЛОНАСС-К1», однако не все пусковые кампании закончились удачно. Тем не менее, в декабре 2015 года было объявлено о завершении создания системы ГЛОНАСС, и начались ее заключительные испытания.

Заявлено, что для обеспечения навигации на территории России достаточно 18 спутников, а для глобального покрытия всей поверхности Земли необходимо 24 спутника. Сейчас в составе орбитальной группировки российской навигационной системы 26 аппаратов, причем один спутник нового поколения «ГЛОНАСС-К1» с 2014 года проходит летно-конструкторские испытания, а спутник «ГЛОНАСС-М» №715 находится на исследовании главным конструктором системы.

В соревновании по точности позиционирования с американской системой GPS ГЛОНАСС в целом пока проигрывает (3-6 метров против 2-4 метра у GPS), однако компании-пользователи разных стран отмечают преимущество нашей системы в высоких широтах, где сигнал российских спутников принимается лучше.

Впрочем, разработчики навигационного оборудования нашли способ улучшить точность обеих систем: сегодня до 80% гражданских навигационных устройств в России и Европе — двухсистемные, они обрабатывают сигналы как GPS, так и ГЛОНАСС. На территории Европы это дает точность позиционирования до 1,5-3 метра. С российским сигналом работают, например, Apple iPhone, начиная с модели 4S, а также смартфоны других ведущих мировых производителей.

Вопрос повышения точности ГЛОНАСС обсуждался 26 сентября 2017 года в холдинге «Российские космические системы». В ближайшие годы планируется завершить работы по созданию аппаратов нового поколения «ГЛОНАСС-К», ввести в строй новые наземные станции, усовершенствовать алгоритмы обработки сигнала наземными приемниками и ускорить внедрение и коммерциализацию продуктов и услуг на основе ГЛОНАСС.

В частности, речь идет об оснащении навигационной аппаратурой автотранспорта, речных и океанских судов, о развертывании систем мониторинга сложных инженерных объектов  - например, плотин ГЭС. Конечно, доступ к сигналам GPS и ГЛОНАСС бесплатный, но разработка, производство и реализация навигационной аппаратуры - выгодный бизнес. А применение точной навигации в сочетании с детальными картами местности в строительстве, в логистике и АПК (автоматизация доставки грузов и обработки полей) сулит огромный экономический эффект.

Как отмечает представитель первой российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс» Виталий Егоров, в общем бюджете мировой космической отрасли спутниковые услуги - такие, как телевидение, ретрансляция сигнала, телефонная связь, съемка поверхности Земли и другие - составляют более трети и оцениваются около 127 млрд долларов в год.

45

Последние статьи

25 мая
24 мая
23 мая
22 мая
21 мая

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5