Фестиваль

«Постъефремовское пространство»

Директор тольяттинского театра стала одним из организаторов нового фестиваля в Москве
Роль Матери в «Кровавой свадьбе» сыграла Ольга Самарцева
Роль Матери в «Кровавой свадьбе» сыграла Ольга Самарцева

Великий актер и театральный режиссер ХХ века Олег Ефремов оказал настолько огромное влияние на русский театр, что после его ухода даже возникло особое понятие «постъефремовское пространство». Так назвали новый фестиваль, который придумала дочь актера и театральный критик Анастасия Ефремова. Осуществить замысел ей помогла директор Тольяттинского драматического театра «Колесо» Татьяна Корабельникова. В поисках ответа на вопрос, что такое «постъефремовское пространство», организаторы фестиваля обратились к провинциальному театру.

Каждый день фестиваля начинался с попытки дать определение «постъефремовскому пространству». На разные лады этот вопрос звучал из уст Анастасии и Михаила Ефремовых, Ивана Охлобыстина, Евгения Гришковца, Леонида Парфенова, Михаила Горбачева… Они вроде бы пытались дать ответ, но вместе с тем и не пытались. Потому что ответ у каждого свой. А постъефремовское пространство – это, в сущности, весь нынешний театр, а может быть, и вообще весь наш мир, живущий после великой эпохи. Дело не в политике или экономике. Дело – в человеческом масштабе. Каждый фестивальный день начинался кадрами из фильмов с участием Олега Ефремова. Особенно выразительно смотрелся смешной и грустный эпизод из «Берегись автомобиля». В кадре – сам Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев. Великие актеры, ушедшие навсегда, и невосполнимость этой утраты ощущается сегодня очень остро.
Шесть фестивальных дней познакомили публику с шестью спектаклями.
Спектакль Молодежного театра «Общество Свободных Актеров» из Риги (режиссер С. Лосев) словно вернул зрителей в атмосферу поэтического театра 60-х: стихи Е. Евтушенко, положенные на музыку, когда-то популярные песни, много пластики и молодого задора.
«Саквояж доктора Чехова» - спектакль, поставленный в Родопском драматическом театре им. Н. Хайтова (Болгария) молодым московским режиссером А. Назаренко, оказался малопонятным русской публике.
Наше «Колесо» показало «Кровавую свадьбу» Ф. Гарсиа Лорки в постановке москвича М. Фейгина. Пьеса обрела на тольяттинской сцене подлинно романтическое воплощение: эффектная сценография, много стихов, музыки, танцев, эмоциональная приподнятость любовных сцен в сочетании с тонким юмором сцен бытовых. В главных ролях были заняты молодые актеры театра, а роль матери блистательно сыграла О. Самарцева.
Неожиданную постановку показал Калужский областной драматический театр. Режиссер А. Плетнев соединил разнородные тексты А. Вампилова, В. Шукшина, Г. Сукачева, И. Охлобыстина и живую музыку. Представление украсил своим присутствием сам Сукачев.
Ульяновский областной драматический театр сыграл грандиозный в своих постановочных амбициях спектакль по путевым заметкам великого симбирца Гончарова «Фрегат «Паллада» (режиссер С. Тюжин).
Закрылся фестиваль спектаклем «Театрального комплекса» Владимирской области «Дон Кихот» (по пьесе Е. Шварца в постановке А. Плетнева). Очень разные, все эти спектакли оказались неожиданно объединены неким общим устремлением. Евгений Гришковец, рассуждая о Ефремове, отметил как характерную черту постъефремовского пространства отсутствие романтики и отсутствие великого. Спектакли же и названиями, и литературным материалом, и режиссерскими концепциями,  напротив, утверждали стремление к романтике и к великому. Кому-то это удалось в большей степени, кому-то в меньшей. Однако потребность обрести, вернуть в современный мир эти утраченные ценности была очевидна. И с этой точки зрения фестиваль, несомненно, выполнил свою миссию.

2

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31