Экспедиция

Энтузиасты из Тольятти открыли тайны морских сражений

Замер турецкого парусника
Замер турецкого парусника

Подводники установили обстоятельства гибели турецкого парусника XVIII века и обнаружили советский катер, пропавший без вести во время Великой Отечественной войны.

Кто потопил турецкую «Ласточку»?

Вместе с окончанием теплого сезона в Тольятти вернулась подводная экспедиция местного военно-патриотического клуба «Эпрон». В юбилейном, 30-м по счету походе приняли участие и юные воспитанники городской навигацкой школы. Кроме того, к тольяттинцам присоединились военные историки, аквалангисты и добровольцы-любители из Самары и Тамбова. В общей сложности археологические исследования на дне Керченского пролива и Черного моря были проведены силами 50 человек.

Теперь нужно отсортировать и внимательно изучить десятки находок, поднятых на поверхность из толщи донного ила. Тем самым энтузиасты-подводники из Тольятти смогут закрыть отдельные белые пятна в истории морских сражений с участием России: конца XVIII века и времен Великой Отечественной.

Экспедиция носила не только исследовательский характер, но и охранно-спасательный. Дело в том, что строительство автомобильно-железнодорожного моста из Краснодарского края в Крым, возможно, навсегда перекроет доступ историков и археологов к свидетельствам военных событий, которые происходили в Керченском проливе. Нужно успеть обследовать и сохранить для потомков ценный материал.

«Изначально мы спустились к точке, где лежит турецкое парусное судно, потопленное в 1790 году, в дни Керченского сражения под командованием прославленного адмирала Ушакова. Это был один из переломных этапов многолетнего русско-турецкого противостояния, – объяснил руководитель клуба «Эпрон» С.А. Долгов. –  Данный корабль считался линейным и принадлежал к типу «Кирлангич», что в переводе на русский язык означает «Ласточка». Он не единственный, кто потерпел крушение в той битве после атаки нашей флотилии».

На дне морском

К слову, морской бой 1790 года оказался далеко не рядовым для русской эскадры, выставленной против сил Османской империи. Победа адмирала Ушакова не позволила туркам высадить свое войско на берега Крымского полуострова. Остается лишь гадать, как бы повернулась история, достигни вражеские парусники конечной точки.

Временный лагерь подводных археологов находился в шести километрах от места затопления «Кирлангича». Дважды в день – до погружения и после – экспедиция преодолевала это расстояние вместе со специалистами Черноморского центра подводных исследований. Все работы проводились на основании научной методики, разработанной этим государственным учреждением.

«Подводная археология отличается от обычной тем, что поиски находок проходят в условиях морского дна, плохой видимости и ограниченного запаса воздуха, – говорит С.А. Долгов. – Из крупных и сохранившихся фрагментов парусника наша группа обнаружила якорь, куски обшивки корпуса, шпангоуты. А вообще же в районе гибели османской эскадры удалось поднять на поверхность огромное количество мелких предметов. И каждый из них характеризует быт, образ жизни, привычки и вооружение экипажа, потерпевшего кораблекрушение. Вот, к примеру, крышка от турецкой курительной трубки. Она имела своеобразный вид, поэтому ее трудно с чем-то перепутать. Еще извлекли свинцовые пули, столовую посуду. Все предметы займут место в собраниях нескольких отечественных музеев».

Весточка спустя 73 года

Во второй части экспедиции тольяттинцы сменили как точку погружения, так и объект исследований. Оставшись, впрочем, в границах Керченского пролива. На этот раз наши земляки трудились вместе с сотрудниками Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына возле Таманского полуострова, неподалеку от мысов Панагия и Тузла. Эту часть акватории пролива историки знают как место жестоких боев периода Великой Отечественной. Именно здесь не на жизнь, а на смерть советские моряки бились с фашистским флотом за освобождение Тамани.

Согласно архивным данным, в ноябре 1943 года во время очередной десантной операции, проведенной у берегов полуострова, пропал без вести наш артиллерийский катер АКА-76. Сведения о судьбе экипажа и судна отсутствовали. Перед началом погружений подводные археологи имели на руках весьма условные координаты возможной гибели корабля. Энтузиастам предстояло обследовать огромную площадь.

Спустя примерно неделю поисков удача им улыбнулась, хотя сами участники утверждают, что помог скорее накопленный опыт. В четырех километрах от береговой линии, на глубине 13 метров, пропавшее в 1943 году боевое судно было найдено.

Археологи подняли на воду несколько десятков предметов, включая закладную доску. Эта табличка из цветного металла крепится заводом-изготовителем к борту любого судна и в наши дни. «Закладка» АКА-76 гласила: «Катер № 214. Построен в 1942 г. Завод № 639».

Самой же трогательной находкой исследователи считают фуражку капитана, обнаруженную в одном из помещений морского транспорта.

Музей Фелицына, изучив доступные архивы и проведя ряд экспертиз, смог установить данные одного из членов экипажа того катера АКА-76. Им оказался Николай Дмитриевич Ильенко 1916 года рождения, призванный на флот из Таганрога в 1938 году.

Историки, археологи и добровольцы разыскивают возможных родственников или знакомых погибшего моряка. И пока идут эти поиски, история артиллерийского катера, затонувшего у берегов Тамани, еще не закончена.

С.А. Долгов рассказывает про находки - гильзы времен Великой Отечественной войны

 

С.А. Долгов показывает место, где был найден артиллерийский катер АКА-76

 

 

36

Последние статьи

04 декабря
03 декабря
02 декабря

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6