прямая речь

«Нашему велоспорту полезно уйти из мегаполисов в глубинку»

Один из лучших самарских велосипедистов Александр Ефимкин в интервью «ВК» озвучил свою точку зрения о пути развития этого вида спорта

Александр и Владимир Ефимкины были лидерами самарского велоспорта: гонялись за клубы Европы и США, Владимир участвовал в ОИ-2008. Но после завершения карьеры пути братьев разошлись: Владимир открыл в Америке свое дело, а брат остался в российском велоспорте в качестве менеджера. А в этом году Александр круто изменил свою жизнь, вернувшись в качестве спортивного директора в американскую команду «Team Type 1», за которую ранее выступал.

Команда диабетиков

- Почему решил перебраться в США?

- Клуб, за который я гонялся, предложил мне сотрудничество в ином качестве. Так что теперь Володя занимается велоспортом в свое удовольствие в любительском клубе, а я работаю с «профи».

- У тебя не совсем обычная команда.

- Да, в ее составе спортсмены-диабетики. Проект возник в США в 2011 году. Когда я выступал за «Team Type 1», то таких велосипедистов было шесть. Сейчас - 18 в основной команде, 15 - в «андерах» (19-23 года), столько же  в женской. Не все из них профессионалы, есть полупрофессионалы и любители. Объединяет их то, что они диабетики, доказавшие, что с этой болезнью можно жить полноценной жизнью и выступать в велогонках. Но все это при постоянном медконтроле с использованием инновационных технологий. В клубе «Team Type 1», помимо велоспорта, есть отделения триатлона и бега. Велосипедистов я тренирую вместе с Глебом Гройсманом. И наша задача - попасть в число участников самой престижной велогонки – «Тур де Франс».

- Как складываются ваши взаимоотношения со Всемирным антидопинговым агентством (WADA)?

- Спортсмены предоставляют в WADA справки и заключения врачей о терапевтической необходимости применения того или иного препарата. И получают разрешения на использование определенных препаратов.

- «Инсулиновая» команда возможна в России?

- Аналог «Team Type 1» был создан в Ижевске, но продержался недолго. В США спорт - это бизнес-проект: хочешь получить результат - вложи и развивай. А у нас отдача нужна уже сегодня, а еще лучше - «вчера».

 

Как «кочка» превращает в «перевал»

- Ты поработал спортивным директором велокоманд в России и США. Сравни условия.

- В России - подъем велоспорта, но необходимы реформы для дальнейшего развития. Особенно сейчас, когда идет перестройка в мировом велоспорте. Наша страна богата талантливыми спортсменами, но многие не могут пробиться в элиту. Одна из ключевых проблем – чудовищное засилье бюрократии: многие вещи, без которых невозможно тренироваться, нужно «пробивать». Вокруг гонщиков вроде куча народу, но они, по сути, оказываются брошенными. Тренерам вместо того, чтобы заниматься тренировочным процессом, приходится быть клерками: кучу документов составить, подписать, разнести по адресам. И вместо тренировок они «выбивают» сборы и бензин для машины. А потом, махнув рукой, сбрасываются на ГСМ. Да еще и проблемы с дорогами...

- Какие именно?

- Не везде есть дороги для тренировок и проведения гонок со спусками и подъемами. Есть в Сочи, теперь – в Крыму. В Самаре - участок в Алакаевке, там есть подъемы и спуски, но не хватает поворотов и препятствий. Тем не менее, велосипедистам Самарской области гонщики из других регионов завидуют. Руководство федерации и спортшколы согласовывают в ГИБДД разрешения тренироваться на определенных отрезках шоссе и перекрытие движение во время гонок. У многих дела обстоят хуже.

- Чем это чревато в подготовке гонщиков?

- Приезжают нынешние лидеры самарской велокоманды Антон и Дмитрий Самохваловы на гонку в Европу, и «кочка» для них превращает в «перевал» - они ведь тренировались только на равнине. Для развития нашему велоспорту полезно уйти из крупных мегаполисов в глубинку. Резервы нужно черпать там: открывать отделения велошкол в сельской местности, находить талантливых девчонок и мальчишек и начинать готовить. Вероятность появления сильных шоссейников оттуда будет выше.

- Ты говорил об инновационных технологиях в велоспорте. Что это?

- Есть прибор - измеритель мощности, который на тренировках в России применяют не все. Мы придумали систему, с помощью которой возможно не только измерять пульс во время тренировок, а делать это в режиме онлайн: тренер едет в машине и в режиме реального времени следит, на каком пульсе едет гонщик, устал он или нет. Есть программа, позволяющая тренеру, сидя в машине, измерять количество сахара в крови гонщика, благодаря передаче данные на компьютер или планшет. 

- Сколько стоит программа?

- Около 35 евро. И еще 59 евро в год за подключение. За 4200 рублей в год тренер может отслеживать самочувствие спортсмена на расстоянии до 200 метров. Я уверен: будь у самарских гонщиков возможность пользоваться новейшими технологиями, они достигли бы большего.

 

Свой «конек» должен быть у каждого

- Российские гонщики пребывают в последнее время в роли статистов только из-за отсутствия этой программы?

- Конечно, нет. В современном велоспорте очень важна специализация: нужно быть спринтером, горным гонщиком или «раздельщиком». Здорово, когда два качества есть у одного спортсмена. Но свой «конек» должен быть у каждого. На мой взгляд, нашим не хватает такой специализации. А тренерам не достает инновационных технологий, с помощью которых можно и нужно выявлять будущих талантливых «раздельщиков» или спринтеров. И развивать эти качества. Именно ранняя специализация и позволила появиться такому яркому гонщику, как Ильнур Закарин. Если не идти по этому пути, то чемпионы России в Европе будут продолжать теряться, оставаясь «перспективными».

- У тебя серьезные амбиции на спортивном поприще?

- Я хочу создать свою команду хорошего уровня.

- Где?

- Это будет зависеть от спонсора и приоритетов. Я бы не хотел отходить далеко от России. Но это все в планах. Контракт с «Team Type 1» у меня до апреля 2017 года, и уже идут переговоры о его продлении. 

206

Последние статьи

30 мая
29 мая
28 мая
27 мая
25 мая
24 мая
22 мая

Архив Спорт

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2