Региональный автомобильный кластер ждет перезагрузка

Обновленная структура сможет заручиться федеральной поддержкой и выстроить отношения между поставщиками и производителями конечной продукции
КАПСО создается с ориентацией на полную цепочку добавленной стоимости
КАПСО создается с ориентацией на полную цепочку добавленной стоимости

Сейчас в Самарской области работают две организации, решающие сходные задачи по развитию автопрома - это «Автомобильный кластер Самарской области» (АКСО) и «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» (КАПСО). В ближайшее время их ждет слияние.

Перезапуск кластера

Созданный два года назад в виде некоммерческого партнерства «Автомобильный кластер Самарской области» объединил в своих рядах более 50 производителей автокомпонентов из разных регионов, включая очень крупных игроков рынка. Например, недавно членом АКСО стала группа «ОАТ». Также в организацию вошли поставщики сырья и услуг, и учебные заведения. Задачи партнерства - развитие кооперационных связей внутри и за пределами кластера, встраивание компаний малого и среднего бизнеса в глобальную цепочку производств. И в первую очередь АКСО ориентирован на развитие предприятий автокомпонентной отрасли, и не предполагает участия производителя конечной продукции.

Как сообщили в АКСО, благодаря этой работе, у семи поставщиков первого уровня 15 субпоставщиков получили 45 номинаций. Это значит, что семь крупных компаний, поставляющих комплектующие непосредственно на автосборочный конвейер, стали закупать компоненты по 45 товарным позициям у 15 малых фирм региона.

О предстоящей реорганизации регионального автомобильного кластера стало известно весной. Вице-губернатор – министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В. Кобенко сообщил, что на уровне Минпромторга РФ формируется программа поддержки промышленных кластеров, в которой планирует принять участие автомобильный кластер Самарской области.

«Мы будем перезапускать автокластер, чтобы все автокомпонентные предприятия, которые работают на территории региона, стали учредителями управляющей организации, - сообщил А.В. Кобенко. - Это позволит нам получить федеральное финансирование на совместные проекты в рамках кластера». 

Сильная структура

В конце июля в «Жигулевской долине» состоялось первое собрание Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» (КАПСО). В состав учредителей вошли 32 участника, в том числе АВТОВАЗ, являющийся крупнейшим потребителем продукции производителей автокомпектующих. Ранее завод не входил в автомобильный кластер Самарской области. Как сообщили в региональном Минэкономразвития, сегодня развитие взаимовыгодных отношений между поставщиками и производителями конечной продукции - одно из главных направлений развития автопрома. Поэтому кластер должен стать сильной профильной структурой, которая сформирует единую позицию и будет отстаивать интересы его участников.

Принципиальное и важнейшее различие АКСО и КАПСО - в структуре участников и их кооперации. КАПСО создается с ориентацией на полную цепочку добавленной стоимости: от производителя конечной продукции (АВТОВАЗ, ДжиЭм-АВТОВАЗ), глобальных поставщиков до поставщиков третьего и более низкого уровней.

Кроме того, АКСО не соответствует требованиям Минпромторга РФ для получения господдержки в рамках программы развития промышленных кластеров: от участников  структуры, в число которых должен входить и производитель конечной продукции, требуется высокий уровень кооперации. Вхождение в кластер АВТОВАЗа, ДжиЭм-АВТОВАЗа, крупных системных интеграторов необходимо для обеспечения диалога между поставщиками и производителями конечной продукции, для однозначного понимания предъявляемых требований к поставщикам, для решения коллективных задач по развитию отрасли в целом и обеспечения согласованной локализации производства компонентов.

Как рассказал «ВК» директор НП «АКСО» Д. Бушен, работа по объединению кластеров начнется в самое ближайшее время и ресурсы, которые консолидирует АКСО, будут интегрированы в структуру нового кластера.

В областном Минэкономразвития ожидают, что участники АКСО, не вошедшие в состав КАПСО на первом этапе, присоединятся к кластеру в дальнейшем. Также в КАПСО перейдет и часть компетенций, которые были сформированы в АКСО за время его существования.

Очередное собрание Ассоциации состоится в сентябре, в кластер дополнительно примут порядка 30 предприятий автомобильной промышленности региона. Ожидается, что через год число членов ассоциации составит не менее 100. В 2017 году будет рассмотрен вопрос о целесообразности привлечения в кластер предприятий автопрома из соседних регионов.

Одна из главных задач регионального автопрома - развитие взаимовыгодных отношений между поставщиками и производителями конечной продукции

А.К. Бульхин,

А.К. Бульхин,

председатель совета директоров ЗАО «СКК»:

- В круг малых и больших промышленных предприятий, комплектующих АВТОВАЗ деталями, входит несколько десятков предприятий Самарской области. Все они находятся на различном уровне развития и чувствуют на себе обострившуюся конкуренцию на рынке. Благодаря поддержке областных властей, в рамках кластера они смогут не только поднять производство на новый уровень и улучшить качество, но и отстаивать свои интересы перед потребителем продукции.

Д.В. Жидков,

Д.В. Жидков,

директор ГАУ «ЦИК СО»:

- Кластер - это объединяющая площадка, которая помогает предприятиям продвигать свои идеи на рынок, и выходить с диалогом на конечного сборщика - АВТОВАЗ и GM-АВТОВАЗ. Самарский автокластер надо было перезапустить, поскольку он не соответствовал требованиям правительства страны к промышленным кластерам, и потому не мог рассчитывать на получение федеральной поддержки. Во вновь созданную структуру войдет и АКСО - с наработками и компетенциями, которые у него имеются.

183

Последние статьи

19 февраля
18 февраля
17 февраля
16 февраля
14 февраля

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2