Экспозиция

В Художественном музее откроется выставка Ивана Шультце

В Самарском художественном музее 2 июня откроется первая в России выставка Ивана Шультце, яркого представителя русской пейзажной школы начала XX века и первой волны русской эмиграции. Выставка из Цюриха демонстрируется только в Самаре. В экспозицию вошло 50 картин.

Немец по происхождению Шультце родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Получил образование при Императорской Академии художеств, учился у известного пейзажиста Константина Крыжицкого. За несколько лет до революции картины Шультце с успехом экспонировались на выставках Академии художеств, Товарищества художников и приобретались в крупнейшие частные коллекции, например Карла Фаберже. Работы попали и в великокняжеское собрание – живопись Шультце нравилась великим князьям Михаилу Александровичу и Георгию Михайловичу, мастеру покровительствовали великий князь Владимир Владимирович и великая княгиня Мария Павловна. Наряду с выдающимися русскими художниками, прежде всего членами общества «Мир искусства», Шультце принимал участие в оформлении печатных открыток, которые также пользовались популярностью. Император Николай II назначил его придворным художником, разрешил выезжать работать за границу. Пейзажист много путешествовал по Европе, Африке, Азии, побывал в Арктике.

Шультце не принял революцию и в начале 1920-х переехал в Париж. Там его ждал неожиданный коммерческий успех: довольно быстро последовали персональные выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, признание коллекционеров. С произведениями Шультце работали известные парижские галеристы – Леон Жерар и Эдуард Жонас, занимавшийся выставочными проектами в Париже и Нью-Йорке. Представляя пейзажи в крупнейших мировых столицах, Шультце до конца жизни оставался востребованным среди современников живописцем, при этом оставаясь совершенно неизвестным на Родине. Похоронен на кладбище Кокад в Ницце.

Шультце занял собственную творческую нишу, являясь мастером лирического пейзажа. Его умение тонко передавать лунный и солнечный свет до сих пор восхищает ценителей жанра. Он не был экспериментатором, сохраняя верность пейзажу и не гонясь за новыми эффектами. Такое постоянство несколько противоречило духу непрекращающихся художественных поисков в искусстве первой половины XX века. Обращаясь к приемам живописной школы Куинджи, Шультце работал со светом и цветом за границами национальных видовых мотивов. Немалую роль сыграли и многочисленные путешествия. Его альпийские пейзажи заснеженной Швейцарии были столь же тонко прочувствованы, как и красоты русской зимы, а непревзойденная передача серебристого мерцания снега особенно завораживала зрителя. Шультце преодолел национальную замкнутость пейзажного жанра.

101

Последние статьи

16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа
07 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5