театр

Завершилась режиссерская лаборатория «Место действия»

В Самаре завершился фестиваль-лаборатория «Место действия». На третий этап - показ эскизов - приехали критик Павел Руднев и продюсер Олег Лоевский. И по итогам двух дней просмотров и обсуждений констатировали: городу необходима открытая площадка для подобных проектов.

Корректно, но сурово

Как уже писала «ВК», проект «Место действия» режиссера Артема Филипповского летом выиграл грант молодежного форума ПФО «iВолга». Фестиваль-лаборатория посвящен современной драматургии и молодой режиссуре. На первом этапе, в декабре, режиссеры до 35 лет выбирали пьесы из лонг-листа и присылали свои заявки-экспликации. Из них для второго, февральского этапа отобрали 16 человек. На третий, апрельский показ готовых эскизов, прошло семь работ.

Из-за различных организационных перипетий (так, не смог приехать режиссер одного из самых интересных февральских эскизов Дмитрий Крестьянкин) состав участников третьего этапа немного отличался от первоначально заявленного. Зрителям и экспертам представили свои работы самарские режиссеры Бари Салимов, Елена Ламзина, Татьяна Каррамова, Артем Устинов и Анастасия Алмазова, а также москвич Артем Галушин. После каждого показа следовал корректный, но порой суровый разбор Павла Руднева (помощник по спецпроектам худрука МХТ им. Чехова) и Олега Лоевского (замдиректора Екатеринбургского ТЮЗа), чей статус лучших специалистов в своем деле вряд ли нужно подчеркивать отдельно.

Как вряд ли стоит расписывать, насколько важен начинающим режиссерам такой разбор и как непросто получить его в Самаре (никто из разложенных «по косточкам», кстати, не остался в обиде). И не только режиссерам. В диалоге с экспертами участвовали и зрители, и все это вместе на два дня создало уникальное для нашего города дискуссионное поле, в котором было интересно не только специалистам. Как и февральские, итоговые показы лаборатории собирали в Центре социализации молодежи по сотне зрителей (а некоторые и хорошо за сто).

«Вы доказали, что это кому-то нужно»

«Принципиально важное отличие этой лаборатории - то, что она сделана за пределами репертуарных театров, - подводил итоги Павел Руднев. - В девяностые реформа театра в России началась с частной инициативы, в нулевые годы репертуарный театр постепенно стал идти навстречу, искал новую энергию. Сегодня, мне кажется, снова время, когда репертуарный театр стал закрываться от поиска и эксперимента, снова время частной инициативы. И эта лаборатория - прецедент для создания в Самаре открытой площадки для новых важных молодежных инициатив. И очень важно, что на эту лабораторию приходило много зрителей. Часто репертуарный театр отталкивает новую пьесу, говоря, что она никому не нужна. Вы доказали, что это кому-то нужно. У вас есть зритель, есть инициатива, нужно действовать».

Идея с открытой площадкой оказалась тем более актуальной, что пара эскизов с этой лаборатории практически готовы к выпуску. Это прежде всего «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского в постановке Артема Галушина и художника Ютты Роттэ - атмосферный сложно устроенный спектакль о странном соседстве любви и убийства. Страшная деревенская история идет в трех планах: «живом» актерском, кукольном и на видео. С февральского показа взаимодействие между разными планами стало тоньше и осмысленнее (на обсуждении отмечали содержательность использованных технических приемов). «Наша команда жаждет, чтобы эскиз вырос в спектакль», - говорит выпускник курса Крымова и Каменьковича Артем Галушин.

Также адекватно тексту сделал свою работу и ученик Сергея Женовача Артем Устинов, взявшийся за непростую для постановки пьесу Константина Стешика «Спички». Вместе с художником Полиной Коростелевой и актерами «СамАрта» режиссер подготовил минималистичный «спектакль на скамейке» про одиночество тридцатилетних, в котором сцены сменяют друг друга, как спички в руках героя - вспышка, другая, ни оценок, ни комментариев, меланхолия, вспышка, смерть...

При доработке вышел бы спектакль и из эскиза Анастасии Алмазовой «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Ивана Вырыпаева. Три готовые к выпуску работы - неплохой результат для первой лаборатории.

«Нужно думать не о второй лаборатории, а о том, как выпустить спектакли с этой, - уверен Олег Лоевский. - Если хотя бы одна работа не продолжится, в следующий раз вам будет сложнее собирать людей. Артисты должны играть, вступать во взаимоотношения со зрителем. И если заниматься этим серьезно, нужно устраивать режиссерские мастер-классы и встречи».

Кажется, самарцам можно надеяться и на вторую лабораторию, и на выпуск спектаклей с этой. А пока радоваться новой удачной инициативе, которая «оказалась кому-то нужна» по обе стороны рампы.

27

Последние статьи

22 мая
21 мая
20 мая
19 мая
16 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1