театр

Завершилась режиссерская лаборатория «Место действия»

В Самаре завершился фестиваль-лаборатория «Место действия». На третий этап - показ эскизов - приехали критик Павел Руднев и продюсер Олег Лоевский. И по итогам двух дней просмотров и обсуждений констатировали: городу необходима открытая площадка для подобных проектов.

Корректно, но сурово

Как уже писала «ВК», проект «Место действия» режиссера Артема Филипповского летом выиграл грант молодежного форума ПФО «iВолга». Фестиваль-лаборатория посвящен современной драматургии и молодой режиссуре. На первом этапе, в декабре, режиссеры до 35 лет выбирали пьесы из лонг-листа и присылали свои заявки-экспликации. Из них для второго, февральского этапа отобрали 16 человек. На третий, апрельский показ готовых эскизов, прошло семь работ.

Из-за различных организационных перипетий (так, не смог приехать режиссер одного из самых интересных февральских эскизов Дмитрий Крестьянкин) состав участников третьего этапа немного отличался от первоначально заявленного. Зрителям и экспертам представили свои работы самарские режиссеры Бари Салимов, Елена Ламзина, Татьяна Каррамова, Артем Устинов и Анастасия Алмазова, а также москвич Артем Галушин. После каждого показа следовал корректный, но порой суровый разбор Павла Руднева (помощник по спецпроектам худрука МХТ им. Чехова) и Олега Лоевского (замдиректора Екатеринбургского ТЮЗа), чей статус лучших специалистов в своем деле вряд ли нужно подчеркивать отдельно.

Как вряд ли стоит расписывать, насколько важен начинающим режиссерам такой разбор и как непросто получить его в Самаре (никто из разложенных «по косточкам», кстати, не остался в обиде). И не только режиссерам. В диалоге с экспертами участвовали и зрители, и все это вместе на два дня создало уникальное для нашего города дискуссионное поле, в котором было интересно не только специалистам. Как и февральские, итоговые показы лаборатории собирали в Центре социализации молодежи по сотне зрителей (а некоторые и хорошо за сто).

«Вы доказали, что это кому-то нужно»

«Принципиально важное отличие этой лаборатории - то, что она сделана за пределами репертуарных театров, - подводил итоги Павел Руднев. - В девяностые реформа театра в России началась с частной инициативы, в нулевые годы репертуарный театр постепенно стал идти навстречу, искал новую энергию. Сегодня, мне кажется, снова время, когда репертуарный театр стал закрываться от поиска и эксперимента, снова время частной инициативы. И эта лаборатория - прецедент для создания в Самаре открытой площадки для новых важных молодежных инициатив. И очень важно, что на эту лабораторию приходило много зрителей. Часто репертуарный театр отталкивает новую пьесу, говоря, что она никому не нужна. Вы доказали, что это кому-то нужно. У вас есть зритель, есть инициатива, нужно действовать».

Идея с открытой площадкой оказалась тем более актуальной, что пара эскизов с этой лаборатории практически готовы к выпуску. Это прежде всего «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского в постановке Артема Галушина и художника Ютты Роттэ - атмосферный сложно устроенный спектакль о странном соседстве любви и убийства. Страшная деревенская история идет в трех планах: «живом» актерском, кукольном и на видео. С февральского показа взаимодействие между разными планами стало тоньше и осмысленнее (на обсуждении отмечали содержательность использованных технических приемов). «Наша команда жаждет, чтобы эскиз вырос в спектакль», - говорит выпускник курса Крымова и Каменьковича Артем Галушин.

Также адекватно тексту сделал свою работу и ученик Сергея Женовача Артем Устинов, взявшийся за непростую для постановки пьесу Константина Стешика «Спички». Вместе с художником Полиной Коростелевой и актерами «СамАрта» режиссер подготовил минималистичный «спектакль на скамейке» про одиночество тридцатилетних, в котором сцены сменяют друг друга, как спички в руках героя - вспышка, другая, ни оценок, ни комментариев, меланхолия, вспышка, смерть...

При доработке вышел бы спектакль и из эскиза Анастасии Алмазовой «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Ивана Вырыпаева. Три готовые к выпуску работы - неплохой результат для первой лаборатории.

«Нужно думать не о второй лаборатории, а о том, как выпустить спектакли с этой, - уверен Олег Лоевский. - Если хотя бы одна работа не продолжится, в следующий раз вам будет сложнее собирать людей. Артисты должны играть, вступать во взаимоотношения со зрителем. И если заниматься этим серьезно, нужно устраивать режиссерские мастер-классы и встречи».

Кажется, самарцам можно надеяться и на вторую лабораторию, и на выпуск спектаклей с этой. А пока радоваться новой удачной инициативе, которая «оказалась кому-то нужна» по обе стороны рампы.

28

Последние статьи

16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа
07 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1