Прямая речь

«Нам нужен этнографический всеобуч»

В День работника культуры, который недавно отмечался в Самарском академическом театре оперы и балета, одной из наград (Почетной грамоты губернатора) была удостоена доцент кафедры теории и истории культуры СГИК, ведущий самарский этнограф Тамара Ивановна Ведерникова. Сегодня она собеседник «ВК».

«Кто мы?»

- Нет ли у вас ощущения, что в последнее время этнография и все, что с ней связано, для большинства людей представляет лишь внешний, музейный интерес?

- Я не согласна с этим. Мне кажется, как раз в последние десять-двадцать лет у людей возник интерес к своей этнической или, лучше сказать, этнокультурной идентичности. Видимо, это связано с тем, что в девяностые годы больше стали говорить об унификации культуры, о глобализации. И интерес к этнографии, обращение к народной культуре – своего рода оппозиция этим процессам. Посмотрите, именно в девяностые годы создаются национально-культурные центры, чтобы изучать родные языки, национальную культуру — через обряды и праздники. И создавались они стихийно. Не случайно именно тогда, в 1994 году, у нас в институте культуры была создана кафедра региональной культуры и этнографии. Сегодня у нас есть молодежь, которая группируется вокруг Центра русской традиционной культуры под руководством Андрея Давыдова, и эта аудитория расширяется. Участники фольклорных ансамблей ездят в экспедиции, записывают, обрабатывают, систематизируют произведения устного и музыкального народного творчества, а недавно выпустили диск «Русский традиционный крестьянский костюм Самарской губернии», образцы которого были вынуты из сундуков у старожилов в сельских районах области. Многие девушки сарафанов себе нашили - и для того, чтобы в них на сцену выходить, и потому, что им так удобно ходить летом.

- Но традиционные народные костюмы ведь все-таки надевают, как правило, только на праздники…

- Конечно. Но сегодня в дизайнерских разработках актуален этностиль. Вообще, аутентичному фольклору надо учиться. Это как в православии. Мы же, когда присутствуем на службе в церкви, трудно воспринимаем старославянский язык. Поэтому и возникли духовные стихи — они грели людей, были им ближе. Так и аутентичный фольклор современному человеку непонятен. Но когда люди начинают узнавать его, многих он привлекает. Я часто привожу студентам параллели нынешнего времени с началом девятнадцатого века, когда Европа освобождалась от французского влияния, в том числе и культурного. Люди стали задумываться: кто мы и где наши этнические корни? Так проявился бурный интерес к народной культуре, сформировалась фольклористика. В середине девятнадцатого века славянофилы России много сделали для сбора, обработки и изучения русского фольклора. Казалось бы, в эпоху глобализации все это стало не нужно. В начале ХХI века и сама наука этнология переживала кризисные ситуации. Так, в 2003 году директор Института этнологии и антропологии В.А. Тишков опубликовал книгу «Реквием по этносу». Название говорит само за себя. Но уже в 2011 году на Конгрессе этнологов и антропологов России в Петрозаводске В.А. Тишков обратился к научному сообществу с призывом создавать образовательные программы магистратуры и бакалавриата по направлению «Антропология и этнология».

- Но ведь многие знания сегодня утрачены. Скажем, мало кто может разгадать смысл узоров резьбы на наличниках самарских деревянных домов…

- Я не думаю, что мастера, которые резали эти наличники, придавали им сакральное значение; работали скорее по трафарету. Это знаки культуры, которые пришли к нам из глубокой древности. И смысл их со временем действительно утрачивался. А вообще, я считаю, нам необходимо вводить этнографический всеобуч. Почему мы, когда Троицу отмечаем, наряжаем березку? А когда отмечаем Пасху, по земле катаем крашеные яйца? Это все - языческие символы. Магические приемы взаимодействия человека с природой. Сегодня мы готовим к 2018 году экскурсоводов по направлению «Этнографическое краеведение». Но этнографию, я считаю, нужно изучать и в школах.

Разноцветье культур

- В нашем крае живут люди самых разных национальностей. Что вы думаете о взаимовлиянии их культур?

- Оно идет, конечно. Жизнь показала, что все мы разные, но не чужие друг другу. Культурные границы существуют внутри каждого этноса. Марийцы – горные и луговые; чуваши – верховые и низовые; татары-мишари и татары казанские отличаются друг от друга языком, особенностями костюма, орнамента, вышивки. Это зависело от культурных контактов в процессе этнического развития. Конечно, русская культура сильно повлияла на другие. Сегодня Троицу, праздник русской березки, отмечают все православные жители области, независимо от этничности. И Масленицу празднуют во всех национальных селах, в том числе и татарских.

- Наша область отличается мирным сосуществованием разных народов. С чем это связано, как вы думаете?

- С тем, видимо, что заселялся наш край поздно, массово – с тридцатых годов XVIII века. А раньше здесь была дикая степь, пастбища для кочевых народов – башкир и ногайцев. Уникальность этого пространства в том, что разные этнические группы переселенцев прибывали сюда одновременно. Появлялись села, где по соседству жили люди разных национальностей. Скажем, в Камышлинском районе есть Русский Байтуган, рядом - Татарский Байтуган и Чувашский Байтуган. Эти три народа жили сообща, но каждый сохранял свои национальные особенности и традиции. При этом был взаимный интерес друг к другу. Или другой пример: в селе Шелехметь живет мордва-мокша. Рядом русское село Рождествено. В Шелехмети спрашиваем старожилов, как весну провожали. «Березку наряжали и носили по селу, на каждой улице какая-нибудь старушка бражкой угощала. Все улицы обойдем и потом эту березку куда-нибудь кинем. А вот рождественцы по-другому провожали. Они «чехонь хоронили». Ой, как весело у них было». Жители сел постоянно приходили в гости друг к другу, на престольные праздники и народные гулянья. И государственная политика была нацелена на мирное сосуществование разных народов. Мы не стали в двадцатом веке единым советским народом и от глобализации уже отходим, сохраняя разноцветье культур. Вы посмотрите, сколько у нас в области проходит культурных конкурсов, фестивалей, смотров, объединяющих разные народы!

- Вы как эксперт участвовали в обсуждении проекта этнографической деревни в поселке Волгарь...

- Инициатором ее создания стала Региональная общественная организация «Союз народов Самарской области». В поселке появится целая улица, где будут представлены разные национальные культуры. Пока прошло обсуждение проектов шести домов - русского, татарского, чувашского, мордовского, украинского и осетинского. Кроме того, здесь будут возведены традиционные жилища всех многочисленных народов области. Внутри каждого будет создана аутентичная обстановка, организованная по принципу музейного пространства. Проект должен быть завершен к 2018 году. 

У людей возник интерес к своей этнокультурной идентичности. В девяностые годы больше стали говорить об унификации культуры, о глобализации. И интерес к этнографии  – своего рода оппозиция этим процессам

46

Последние статьи

25 июня
24 июня
22 июня
20 июня
19 июня
18 июня

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1